Опубликовано: 29.10.2012

О проекте «Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р. Индигирка»

(краткая ознакомительная информация о проекте)

Разработка Проекта "Схема комплексного использования и охраны вод бассейна реки Индигирка" осуществлена экологической и водохозяйственной фирмой ООО "ВЕД" (г.Москва) в соответствии с государственным контрактом №С-11-14 ОТ 01.06.2011 г. Заказчик Проекта — ЛенБВУ Федерального агентства водных ресурсов.

В соответствии с Методическими указаниями по разработке СКИОВО (2007), содержание Проекта СКИОВО бассейна р. Индигирка изложено в следующих книгах:

Книга 1. Общая характеристика речного бассейна.
Проект нормативов допустимого воздействия по бассейну р. Индигирка
Книга 2. Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна.
Книга 3. Целевые показатели.
Книга 4. Водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ.
Книга 5. Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод.
Книга 6. Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна.
Следует заметить, что в рассматриваемый в работе бассейн помимо бассейна р. Индигирка также входят территории водосборов рек бассейна Восточно-Сибирского моря от мыса Святой Нос на западе до границы бассейна р.Индигирка на востоке и на островах Восточно-Сибирского моря в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ, прилегающего к береговой линии гидрографической единицы 18.05.00 (включая Новосибирские острова).
Книга 1 «Общая характеристика бассейна р. Индигирка» разработана с учетом государственных водных и земельных реестров и кадастров, современных данных социально-гигиенического мониторинга, гидрохимического мониторинга поверхностных и подземных водных объектов по ВХУ Индигирского бассейна, а так же с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития РФ и субъектов РФ бассейна р. Индигирка на период до 2025 года.
Основная хозяйственная деятельность в бассейне сосредоточена в районах горных разработок (верховье бассейна) и в районе крупных населенных пунктов (пгт. Усть-Нера, Депутатский, Белая Гора, Чокурдах, с. Хонуу) (слайд). Территории водосборов рек бассейна Восточно-Сибирского моря и Новосибирских островов в настоящее время практически не заселены и хозяйственно не освоены. В соответствии со Схемой комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики Республики САХА (Якутия) до 2020 года и другими программами регионального развития хозяйства Республики на перспективу освоение данных территорий в ближайшее время не планируются. Поэтому в данной работе вышеуказанные территории не рассматривались.
Гидрогеологическая характеристика Индигирского бассейна по ВХУ и оценка состояния и режимов использования подземных вод выполнены Якутским Учреждением РАН "Институт мерзлотоведения Сибирского отделения РАН".
Проект нормативов допустимого воздействия по бассейну р. Индигирка
Нормативы допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты разработаны в соответствии с Методическими указаниями, утвержденные Приказом МПР от 12.12.2007 №328, и представляют собой многофакторную оценку совокупного воздействия всех источников загрязнения на водные объекты Индигирского бассейна.
Исходя из природных условий, сложившейся социально-экономической обстановки Индигирского бассейна и с учетом имеющейся эколого-нормативной базы были нормированы следующие вида воздействия на водные объекты:
1) привнос химических и взвешенных веществ;
2) привнос микроорганизмов;
3) сброс и забор (изъятие) водных ресурсов.
Для Индигирского водного бассейна целевой показатель (ЦП) качества вод – их природное (незагрязненное) состояние, которое в рамках естественного качества воды неодинаково по различным участкам течения реки Индигирка и её придаточной системы, что обусловлено отличием природно-климатических условий (более подробно изложено в Книге 3)
Нормативы допустимого воздействия по бассейну р. Индигирка определены исходя из условия, что средние по бассейну концентрации загрязняющих веществ при достижении НДВ не будут превышать установленные целевые показатели качества воды (ЦПКВ). Кроме этого, при расчете НДВ учитывались природные концентрации показателей качества воды (слайд). Природные концентрации загрязняющих веществ определены для целей учета местных гидрохимических условий. Природные концентрации загрязняющих веществ ограничивают ПДК снизу. Очевидно, что если ПДК в водном объекте меньше естественных концентраций, то она принципиально не достижима. Существование таких ПДК дискредитирует систему природоохранной регламентации хозяйственной деятельности. Кроме того, в соответствии с общими принципами нормирования воздействия на окружающую среду ПДК должна превосходить естественную концентрацию на некоторую величину, к которой живые организмы могут адаптироваться.
Значения природных концентраций получены на водосборах малых и средних рек Восточной Сибири, относящихся к зоне тундры и тайги. При отборе створов в качестве фоновых учитывалось отсутствие на водосборах существенных источников загрязнения, в дальнейшем такие территории названы «эталонные водосборы».
Для бассейна р. Индигирка основными источниками поступления загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты являются:
— промышленные, а также предприятия жилищно-коммунального хозяйства;
— поверхностный сток с территорий населенных пунктов, объектов животноводства, пашни и автомобильных дорог;
— водный транспорт;
— объекты размещения отходов производства и потребления.
Соответствие современного антропогенного поступления загрязняющих веществ принятым НДВ в бассейне р. Индигирки приведены на слайде. Современное антропогенное поступление загрязняющих веществ намного меньше определенных НДВ.
Фактический сброс микроорганизмов вместе со сточными водами из всех источников загрязнения по всем микробиологическим показателям превышает установленный норматив. Неблагополучными по микробиологическим показателям являются участки водных объектов, расположенные вблизи населенных пунктов.
При определении НДВ по изменению расхода воды в реке, т. е. привносу (сбросу) воды и безвозвратному изъятию стока, использована методика, являющаяся вариантом «метода критических экологических параметров», изложенной в Методических указаниях по разработке НДВ на водные объекты. В Книге приведены результаты расчетов допустимого изменения расходов воды по водохозяйственным участкам для месяцев с максимальными (половодье) среднемесячными расходами воды (Р=95% — допустимое безвозвратное изъятие) и минимальными (межень) среднемесячными расходами воды(Р=95 % — допустимое безвозвратное изъятие и Р=5 % — допустимое увеличение) в году.
Книга 2 «Оценка экологического состояния и ключевые проблемы бассейна р. Индигирка». В данной книге была дана оценка экологическому состоянию рассматриваемого бассейна, выделены и намечены способы решения ключевых проблем бассейна.
Ключевые проблемы бассейна:
1) Проблемы экологического состояния и охраны водных объектов
2) Проблемы восстановления и сохранения продуктивности популяций промысловых видов рыб
3) Проблемы водообеспечения
4) Проблемы негативного воздействия вод
5) Проблемы организационно-управленческого характера
На слайде приведены основные проблемныеучастки бассейна (по химичечкому и микробному воздействиям, потенциально затапливаемые населенные пункты, а также населенные пункты, в которых необходимо проводить мероприятия по водообеспечению)
Эти проблемы, в целом носят экологический характер и в водохозяйственном комплексе Индигирского бассейна они стали выявляться в самом начале интенсификации урбанизации и промышленного освоения региона (с середины 90-х годов), что отражено в большом количестве научных публикаций по всем социально-экономическим и природоохранным аспектам бассейна.
Книга 3 «Целевые показатели» содержит: общую характеристику целевого состояния речного бассейна по завершении выполнения мероприятий Схемы; характеристику целевого состояния отдельных водных объектов; целевые показатели качества воды в водных объектах речного бассейна; основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод; целевые показатели развития системы государственного мониторинга водных объектов речного бассейна; целевые показатели водообеспечения населения и объектов экономики речного бассейна; целевые показатели развития водохозяйственной инфраструктуры речного бассейна; финансово-экономические и социально-экономические целевые показатели.
Региональная значимость Индигирского бассейна состоит в обеспечении оптимального функционирования приоритетного вида водопользования — рыбохозяйственного, максимально зависящего от природного качества вод при полной совместимости приоритетного качества вод с другими видами водопользования. Максимальная заинтересованность рыбохозяйственного, как и хозяйственно-питьевого, использования поверхностных вод приурочена к естественному состоянию вод в диапазоне 2, 2-3, 3 классов чистоты по «Экологической классификации качества вод». Континентальная значимость рассматриваемого бассейна обусловлена тем, что, в силу географического положения, гидрологических особенностей и происхождения ихтиофауны Дальневосточного региона, бассейн является резервуаром сохранения генофонда ценнейших промысловых видов рыб побережья всех восточных морей Северного Ледовитого океана и впадающих в него рек.
Исходя из необходимости оптимального функционирования приоритетных видов водопользования и сохранения континентальной значимости, качество вод Индигирского бассейна на этапе интенсивного промышленного освоения природных ресурсов и урбанизации должно сохраняться на уровне природного (незагрязненного) состояния. Естественные биологические и гидрохимические параметры вод должны рассматриваться в качестве целевых показателей (ЦП) экологического состояния речного бассейна.
Альтернативы такому определению целевых показателей качества воды Индигирского бассейна нет и быть не может, т.к. иное определение ЦП неизбежно нанесет ущерб здоровью будущих поколений людей и явится подрывом устойчивости развития региона. В Книге дано экологически обоснованное определение природного качества вод по ВХУ и гидрологическим участкам Индигирского бассейна:
— природное качество воды р. Индигирка и её крупных притоков в среднем течении соответствует 2-3 классам и олиго- b –мезотрофному уровню трофии;
— природное качество вод р. Индигирка в нижнем течении соответствует 3 классу чистоты и a –мезотрофному уровню трофии ;
— возрастание уровня трофии р. Индигирка в нижнем течении до а–мезотрофного уровня — естественный процесс обогащения вод веществами автохтонного и аллохтонного происхождения.
В качестве целевых показателей развития системы мониторинговых наблюдений в бассейне р. Индигирка выделены:
— необходимость сравнения параметров вод загрязненных участков с их естественным (фоновым) состоянием, что является единственным объективным критерием при оценке техногенного поступления проблемных для Индигирского бассейна загрязнителей двойного генезиса: фенолов, железа, марганца, меди, цинка, ртути, свинца, соединений азота и фосфора, сульфатов, хлоридов и др.
— необходимость организации фоновых пунктов наблюдений, дополнительных к существующим в государственной сети наблюдений
— необходимость периодического проведения санитарно-гигиенической экспертизы уровня накопления токсикантов (Mn, Cu, Cr, Pb, Co, Cd и Hg) в тканях жилых видов рыб в районах горных разработок.
— необходимость внедрения в практику государственного мониторинга качества вод
биологического анализа, который в мизерных масштабах ныне осуществляется только в рамках НИР региональных научных организаций.
— издание единого информационного сборника по качеству поверхностных вод всего рассматриваемого бассейна, повысит результативность всей системы мониторинга и облегчит планирование водопользования и природоохранной деятельности в бассейне.
Целевые показатели уменьшения негативного воздействия водснижение экономического ущерба и создание безопасных условий для проживания населения и развития экономики. Их достижение возможно за счет: усиления контроля хозяйственного использования опасных зон; выноса промышленных и жилых объектов из зон периодического затопления; превентивных мероприятий; проведения дноуглубительных и русловыправительных работ; строительства сооружений противопаводковой защиты населенных пунктов и объектов экономики по имеющимся проектам; разработки гидрологических обоснований и проектов на строительство сооружений противопаводковой защиты.
Целевым показателем водообеспечения населения и объектов экономики речного бассейна является объем водозабора из поверхностных водоисточников на современном уровне (8 млн. м3/год) со значительным увеличением (50%) в перспективе до 2025 г.
Целевые показатели развития водохозяйственной инфраструктуры речного бассейна (водоснабжение, водоотведение).
В качестве целевого показателя обеспечения населения питьевой водой в бассейне реки Индигирка принято обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям. Это выражается в снижение доли проб питьевой воды, не соответствующей нормативным требованиям, с 8-9,5% до 2% к 2025 году.
В качестве целевых показателей обеспечения населения системами водоотведения в бассейне р. Индигирка к 2025 г. приняты показатели увеличения доли сточных вод, прошедших очистку на очистных сооружениях и увеличения доли нормативно-очищенных сточных вод.
В качестве целевого показателя по ГТС принята обеспеченность удовлетворительного уровня безопасности всех ГТС.
Финансово-экономические и социально-экономические целевые показатели
В качестве социальных и экономических целевых показателей развития Индигирского бассейна приняты основные показатели социально – экономического развития субъектов РФ, расположенных в границах бассейна. Прогнозные показатели базируются на основных положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона до 2025 г.
Книга 4 «Водохозяйственные балансы» выполнена в соответствии с Методикой расчета водохозяйственных балансов водных объектов, утвержденной Приказом МПР России от 30.11.2007 г. №314.
 
Оценка возможности удовлетворения водопотребителей и водопользователей в расчетных створах выполнена при расчетах водохозяйственных балансов в годы 75 и 95%-ной обеспеченности по стоку.
В целом, в бассейне наблюдается благополучная картина: объемы заборов (изъятия) стока из водных объектов региона незначительны и не влияют на водный режим р.Индигирка. Объемы водозабора существенно меньше даже точности гидрологических измерений стока. Требования водопользователей полностью удовлетворяются даже в крайне маловодный год 95% обеспеченности для современных объемов водопользования и на перспективу. Тем не менее, следует заметить, что благополучная ситуация складывается в основном для водопотребителей, которые располагаются на берегах крупных рек. Средние и мелкие реки Индигирского бассейна в условиях сурового климата практически повсеместно перемерзают, и возникают серьезные проблемы с водоснабжением. Низкий уровень коммунальной инфраструктуры и проблемы водоснабжения в зимних условиях имеют очаговое распространение по всей рассматриваемой территории. Решения локальных проблем водоснабжения приведены в программе Республики Саха (Якутия) «Чистая вода»
Книга 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов бассейна р.Индигирка»
Книга содержит информацию по лимитам забора водных ресурсов из водных объектов, по квотам на забор воды, лимитам сброса сточных вод нормативного качества и квотам бассейна на сброс сточных вод. Все расчеты выполнены по ВХУ и по бассейну в целом.
Книга-6 «Перечень мероприятий по достижению целевого состояния бассейна р. Индигирка» содержит перечень мероприятий для достижения целевого состояния качества поверхностных вод бассейна, обеспечивающих оптимальное функционирование всех видов водопользования.
При формировании мероприятий, разрабатываемых в проекте СКИОВО, учитывались рекомендации и предложения Ленского бассейнового водного управления; территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Якутского УГМС.
Кроме этого, в перечень мероприятий по достижению целевого состояния бассейна включены все пункты Концепции государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) «Чистая вода» от 11 февраля 2010 года, материалы Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 — 2016 годы», программ социально-экономического развития муниципальных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) на 2008-2012г применительно к территориям и населенным пунктам, расположенным в бассейне р. Индигирка.
Для решения ключевых проблем водохозяйственного комплекса Индигирского бассейна и достижения рекомендуемых целевых показателей в рамках СКИОВО предлагается выполнение комплекса мероприятий водохозяйственных, водоохранных и других мероприятий, которые сгруппированы по следующим направлениям:
— фундаментальные (базисные) мероприятия;
— институциональные мероприятия;
— мероприятия по улучшению оперативного управления;
— структурные мероприятия (по строительству сооружений).
В состав фундаментальных входят мероприятия связанные с классифицированием водных объектов, улучшением учета и использования водных ресурсов, развитием научно-методической базы управления использованием и охраной водных объектов. Так же к фундаментальным относятся мероприятия, связанные с восстановлением и развитием сети наблюдения за водными объектами, развитием имитационных моделей и геоинформационных систем, экологическое просвещение и обеспечение осведомленности населения о качестве поверхностных вод в местах проживания.
К институциональным относятся мероприятия, обеспечивающие развитие нормативно-технической базы водохозяйственного комплекса.
Мероприятия по улучшению оперативного управления и охране водных объектов, включают в себя развитие системы государственного мониторинга водных объектов, работы по расчистке русел, восстановление водохозяйственных сооружений.
В качестве структурных предлагаются мероприятия по строительству водохозяйственных систем (включая строительство гидротехнических сооружений), строительство очистных сооружений.
Общая оценка вероятных воздействий реализации мероприятий Схемы на окружающую среду.
 
Внедрение Перечня мероприятий, разработанных с учетом интересов всех видов водопользования, безусловно, позволит достигнуть целевого состояния бассейна р. Индигирка к 2025 году.
Достижение возможно за счет:
строительства и реконструкции систем водоснабжения;
введения дополнительных мощностей очистных сооружений и нормативной очистки промышленных и бытовых стоков;
полной, в соответствии с проектной документацией, рекультивацией водных объектов и наземных экосистем в районах горных разработок и др.;
строительства и реконструкции противопаводковых и берегозащитных сооружений;
дноуглубительных и руслоформирующих работ;
восстановления и развития наблюдательной сети за состоянием водных объектов и водохозяйственных систем;
информационному и кадровому обеспечению.
Индикаторами достижения целевых показателей являются: уровень реализации разработанных НДВ на водохозяйственных участках; снижение содержания тяжелых металлов в рыбах водных объектов районов горных разработок до естественного уровня и нормализация санитарно-гигиенических параметров поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого назначения.
Предложенный вариант достижения целевого состояния требует большого финансирования, в объеме более 1981 млн. рублей на пятнадцатилетний период, включая финансовые затратына структурные мероприятия (1784 млн. руб.), что составляет 90 % от планируемых затрат на реализацию Схемы (слайд). Осуществление финансирования всех видов мероприятий возможно из трех источников: из федерального фонда – 337 млн. руб. (17% от общей суммы финансирования всех мероприятий Схемы), из фонда субъектов РФ – 737 млн.руб. (37% от общего размера финансирования всех мероприятий Схемы) и 907,6 млн. руб. (46 % от общей суммы финансирования всех мероприятий Схемы) из муниципальных бюджетов (слайд). Распределение финансирования по улусам и ВХУ приведено на слайде. Распределение по типам мероприятий по населенным пунктам приведено на слайде.
Поскольку в данной работе в основном использованы мероприятия из утвержденных программ и главным образом Государственной целевой программы "Чистая вода", и нет альтернативных предложений, рассмотрен один вариант мероприятий.
Рассмотреть второй вариант мероприятий без альтернативных предложений от членов Бассейнового совета Ленского бассейнового округа, представителей муниципальных образований и без корректировки мероприятий "Чистая вода" не представляется возможным.