Опубликовано: 23.11.2012

Доклад о разработке Схемы комплексного использования и охраны

водных объектов, включая НДВ, бассейна р. Яна

Разработка Схемы комплексного использования и охраны водных объектов, включая НДВ, бассейна реки Яна осуществлена экологической и водохозяйственной фирмой ООО «ВЕД» (г. Москва) в соответствии с государственным контрактом № С-11-13 от 01.06.2011 г. Заказчик проекта — ЛенБВУ Федерального агентства водных ресурсов.

В состав проекта входят 6 книг, а также проект нормативов допустимого воздействия, включающий сводный том нормативов, пояснительную записку и приложения к ней.

Книга 1 «Общая характеристика бассейна р. Яна» содержит информацию о физико-географическом положении рассматриваемых водных объектов, их гидрологических, гидрохимических и гидрографических характеристиках, а также сведения о хозяйственном освоении, водохозяйственной инфраструктуре и системе управления водными ресурсами рассматриваемого региона. Книга разработана с учетом сведений, содержащихся в государственном водном реестре, данных социально-гигиенического и гидрохимического мониторинга поверхностных и подземных водных объектов, а также с учетом программ социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на рассматриваемой территории. Гидрогеологическая характеристика бассейна и оценка состояния и режимов использования подземных вод выполнены ФГБУ «Институт мерзлотоведения им. И. П. Мельникова Сибирского отделения РАН».

Согласно гидрографическому районированию рассматриваемая в Схеме территория включает в себя 7 водохозяйственных участков: 4 участка бассейна р. Яна, участки к востоку и к западу от бассейна р. Яна (между бассейнами р.р. Лена и Яна, Яна и Индигирка), а также острова в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ, прилегающего к береговой линии рассматриваемых гидрографических единиц.

Вся рассматриваемая территория располагается в пределах 8 муниципальных образований Республики Саха (Якутия). Общая площадь территории составляет 336,5 тыс. км2, в том числе бассейн р. Яна – 238 тыс. км2.

Из числа водных объектов и населенных пунктов, расположенных на рассматриваемой территории, в настоящей Схеме индивидуально учитываются 60 рек, 15 озёр и 32 населенных пункта, включающих 1 город, 5 п.г.т. и 26 сёл.

Важнейшей отраслью экономики территории бассейна р. Яна и междуречий р.р. Лена и Яна, Яна и Индигирка является сельское хозяйство, и, в особенности – оленеводство. Также развиты мясо-молочное скотоводство и мясное табунное коневодство, охотничий и рыбный промыслы. В небольших количествах выращивают картофель, овощи и кормовые культуры.

Из отраслей промышленности на рассматриваемой территории получили развитие энергетика, горнодобывающая, перерабатывающая и легкая промышленность, а также производство строительных материалов и полиграфической продукции.

Основу обеспечения жизнедеятельности региона составляет доставка грузов социального назначения морским транспортом. Перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом осуществляются, преимущественно, по автозимникам. Воздушный транспорт является основным связующим звеном между населенными пунктами рассматриваемой территории, республиканским центром и другими регионами страны. На рассматриваемой территории располагаются 3 аэропорта местного значения (н.п. Батагай, Усть-Куйга, Батагай-Алыта) и 1 аэропорт федерального значения (а/п «Тикси).

Анализ состояния водохозяйственной инфраструктуры показал отсутствие в подавляющем большинстве населенных пунктов региона систем централизованного водоснабжения и водоотведения. Износ водопроводных и канализационных сетей составляет более 60 %.

В рассматриваемом регионе мелиорация развита только на территории Верхоянского улуса и представлена системами лиманного орошения. Начиная с 90-х годов, происходит сокращение площади и продуктивности мелиоративных земель. В настоящее время их площадь составляет около 1,8 тыс. га.

По своим природным условиям рассматриваемая территория относится к регионам с высокой вероятностью наводнений. В разные годы в результате наводнений пострадали такие населенные пункты как: г. Верхоянск, п.г.т. Батагай, сёла Барылас, Юнкюр, Бетенкёс; подтоплению подвергались п.г.т. Усть-Куйга, с. Нижнеянск, с. Намы. Несмотря на сложную ситуацию, складывающуюся в результате периодически наступающих наводнений, на рассматриваемой территории только несколько населенных пунктов имеют защитные дамбы (г. Верхоянск, п.г.т. Батагай и с. Бетенкёс (Верхоянского улуса)). Защитные сооружения в указанных населенных пунктах были построены 50 – 60 лет назад и в настоящее время морально и физически устарели. Сооружения не зарегистрированы и не имеют деклараций безопасности.

Водохозяйственный комплекс бассейна р. Яны и междуречий р.р. Лена и Яна, Яна и Индигирка включает в себя водопотребителей и водопользователей, использующих водные объекты и водные ресурсы с изъятием и без изъятия стока. Среди отраслей экономики основными водопотребителями являются промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика и водный транспорт. Без изъятия стока водные ресурсы бассейна используются для целей речного и морского судоходства, разведки и добычи полезных ископаемых, а также проведения работ по поддержанию в рабочем состоянии судоходных путей в акваториях р. Яна и её барового участка.

В настоящее время для решения возникающих задач по рациональному водопользованию и развитию водохозяйственного комплекса региона, а также обеспечению безопасности населения от вредного воздействия вод, разработаны ряд программ и подпрограмм как республиканского, так и регионального значения, направленные на обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также удовлетворение социально-экономических потребностей населения в водных ресурсах.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты бассейна р. Яна

Нормативы допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты разработаны в соответствии с Методическими указаниями, утвержденные Приказом МПР от 12.12.2007 № 328.

Исходя из природных условий и сложившейся в рассматриваемом регионе социально-экономической обстановки в настоящем проекте нормированию подлежали следующие виды воздействия:

1) привнос химических и взвешенных веществ;

2) привнос микроорганизмов;

3) использование акватории водных объектов для строительства и размещения причалов, стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов и других сооружений;

4) сброс и забор (изъятие) водных ресурсов.

Не нормировались:

— изменение водного режима при использовании водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых;

— привнос радиоактивных веществ;

— привнос тепла.

Нормирование допустимого воздействия на водные объекты при добыче русловых запасов полезных ископаемых и проведения дноуглубительных и руслоформирующих работ для рассматриваемых водных объектов не проводилось, поскольку перечисленные выше работы не приводят к сколь либо масштабному изменению водного режима. Обеспечение необходимых параметров судоходных путей (дноуглубление и формирование русла) проводится только в нижнем течении р. Яна и на её баровом участке. Работы по разведке и добыче русловых запасов полезных ископаемых в настоящее время практически не ведутся.

Нормирование привноса радиоактивных веществ в водные объекты рассматриваемого региона в рамках настоящей работы не проводилось, поскольку:

— отсутствует утвержденная методика расчета НДВ по привносу радиоактивных веществ в водные объекты;

— аварийное загрязнение водных объектов, которое может произойти по причине несоблюдения технологического регламента при добыче, обогащении и транспортировке радиоактивных руд или при утилизации отработанных радиоактивных материалов, техногенных катастроф и т.п. в рамках задач разработки НДВ не подлежит учету;

— сбросы и выбросы радиоактивных веществ в окружающую среду не допустимы (см. п.п. 4, 6, ст. 56. ВК).

В настоящем проекте тепловое воздействие на водные объекты не нормировалось, так как согласно сложившейся социально-экономической обстановке в рассматриваемом регионе отсутствуют предприятия, которые могут являться источниками теплового загрязнения водных объектов.

Нормативы допустимого воздействия по привносу химических и взвешенных веществ разработаны для нормируемых показателей качества воды в соответствии с параметрами целевых показателей качества воды рассматриваемого бассейна. Значения нормативов допустимого воздействия определены исходя из условия, что средние по бассейну концентрации загрязняющих веществ при достижении НДВ не будут превышать установленные целевые показатели качества воды. Для водных объектов Янского бассейна целевые гидрохимические показатели качества воды (ЦКПВ) – это значения гидрохимических показателей, соответствующие их природному (незагрязненному) состоянию.

Значения природные концентрации загрязняющих веществ получены по опубликованным данным наблюдений на постах государственной сети Росгидромет, расположенных на малых и средних реках бассейна р. Лены, а также на малых реках других бассейнов таежной и тундровой зоны Восточной Сибири.

На территории рассматриваемого региона существуют следующие источники поступления в водные объекты химических и взвешенных веществ: предприятия ЖКХ и энергетики, промышленные предприятия, застроенные территории, водный транспорт, а также места размещения промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов. По данным расчетов от всех указанных источников за год в водные объекты бассейна р. Яны поступает: 68,4 т нефтепродуктов, 2,9 тыс. т взвешенных веществ, 28,9 т фосфора общего, 794 т БПК5 и 3,7 тыс. т ХПК.

Анализ вклада каждого источника в общий сброс нормируемых загрязняющих веществ в рассматриваемые водные объекты показал, что основными источниками поступления загрязняющих веществ являются:

— для взвешенных веществ — поверхностный сток с территорий объектов животноводства и застроенных территорий;

— для нефтепродуктов – автомобильные дороги и водный транспорт;

— для фосфора общего – объекты животноводства, поверхностный сток с застроенных территорий, а также сбросы предприятий ЖКХ;

— для ХПК и БПК5 — объекты животноводства и птицеводства, поверхностный сток с полигонов ТБО, автодорог, сбросы предприятий ЖКХ.

На рассматриваемой территории источниками микробиологического загрязнения водных объектов являются хозяйственно-бытовые сточные воды, а также поверхностно-ливневые сточные воды, поступающие от животноводческих комплексов. Общий объем загрязненных сточных вод, поступающих в водные объекты, составляет около 1,5 млн. м3 в год (по состоянию на 2008 – 2010 г.г.). Сравнение расчетных микробиологических характеристик фактического и нормативного сбросов показало, что фактический сброс микроорганизмов превышает установленный норматив для всех ВХУ, где происходят сбросы сточных вод рассматриваемых категорий.

В настоящее время акватории поверхностных водных объектов рассматриваемого региона используются под размещение пристаней. Наиболее крупные из них расположены в населенных пунктах Кулар, Усть-Куйга, Батагай, Верхоянск. Эти сооружения занимают менее 5 % от общей площади акватории. В прибрежной части рассматриваемой гидрографической единицы в п.г.т. Тикси расположен крупный морской порт. Проведение каких-либо масштабных работ по строительству гидротехнических сооружений, предполагающее отчуждение акваторий водных объектов на территории рассматриваемого региона в настоящее время не ведется и в перспективе не планируется.

Необходимо отметить, что из-за отсутствия регламентированной методики произвести расчет НДВ на использование указанных выше акваторий в настоящее время не представляется возможным. Таким образом, определение нормативов допустимого воздействия при использовании акваторий рассматриваемых водных объектов не проводилось.

При определении НДВ по изменению расхода воды в реке, т. е. привносу (сбросу) воды и безвозвратному изъятию стока, использована методика, являющаяся вариантом «метода критических экологических параметров», изложенной в Методических указаниях по определению НДВ. Методика основана на использовании экологического гидрографа – гидрографа, соответствующего условиям, не наносящим ущерба природной экосистеме, т.е. укладывающегося в пределы доверительного интервала природного гидрографа. Доверительный интервал оценён по среднемесячным расходам воды 5% и 95% обеспеченности.

Разработанные нормативы допустимого воздействия на водные объекты Янского бассейна предназначены для выработки экологически оптимального управленческого решения по реализации планов социально-экономического развития региона при максимальном восстановлении и сохранении чистоты поверхностных вод. При достижении определенных в настоящей работе значений НДВ ожидается улучшение состояния качества воды и условий обитания различных представителей водной и околоводной флоры и фауны.

Книга 2 «Оценка экологического состояния и ключевые проблемы бассейна р. Яна».

Анализ сложившейся ситуации с использованием и охраной вод рассматриваемых водных объектов, обеспеченностью населения и объектов экономики водными ресурсами, наличием и состоянием водохозяйственной инфраструктуры, а также существующей системы защиты населения от вредного воздействия вод, показал наличие в регионе следующих ключевых проблем, на решение которых будут направлены мероприятия Схемы:

1. Проблемы экологического состояния и охраны водных объектов, обусловленные локальным загрязнением водных объектов веществами, поступающими:

— со сточными водами промышленных предприятий, предприятий транспорта и ЖКХ;

— с поверхностным стоком, формирующимся на территориях населенных пунктов, а также в местах размещения полигонов промышленных, жидких и бытовых отходов;

— при производстве работ по добыче полезных ископаемых;

— при работе судовых двигателей;

— в результате переполнения хвостохранилищ.

2. Проблемы водообеспечения населенных пунктов, вызванные:

— отсутствием централизованных систем водоснабжения, водоподготовки и обеззараживания воды в большинстве населенных пунктах региона;

— низким качеством воды, подвозимой водовозами в сельские населенные пункты;

— отсутствием источников водоснабжения в зимнее время;

— бесхозностью и изношенностью систем лиманного орошения, ухудшением мелиоративного состояния и сокращением площадей орошаемых угодий

3. Проблемы негативного воздействия вод, связанные с отсутствием защитных сооружений в большинстве населенных пунктах, подверженных затоплению, а также высокой изношенностью существующих защитных сооружений.

4. Проблемы организационно-управленческого характера, связанные:

— с отсутствием постов наблюдений за природным (фоновым) состоянием водных объектов, а также за состоянием водных объектов, оцениваемым по гидробиологическим и гидрохимическим показателям;

— с отсутствием информации о влиянии работ по добыче полезных ископаемых на состояние водных экосистем, а также данных опотенциально опасных участках берегов, которые могут подвергнуться обрушению при прохождении половодья и паводков.

Книга 3 «Целевые показатели» содержит информацию об общем целевом состоянии водных объектов бассейна р. Яна и междуречий р.р. Лена и Яна, Яна и Индигирка, а также о целевых показателях их экологического состояния, качества воды, уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, целевых показателях развития системы государственного мониторинга водных объектов, водообеспечения населения и объектов экономики, развития водохозяйственной инфраструктуры, а также финансово-экономические и социально-экономические целевые показатели

Общим целевым состоянием водных объектов рассматриваемого региона является:

— для незагрязненных участков водных объектов — сохранение значений показателей использования и охраны водных объектов на уровне значений, имевших место на момент начала разработки Схемы (недопущение ухудшения состояния водных объектов);

— для загрязненных участков водных объектов — достижение значений показателей, соответствующих природному состоянию водного объекта.

В качестве целевых показателей экологического состояния водных объектов региона, устанавливаются показатели, характеризующие их природное состояние, соответствующее:

— для ВХУ 18.04.01.001 (Яна от истока до впадения р. Адыча) 2 классу качества воды («чистые») с олиготрофным уровнем трофии (класс качества воды устанавливается в соответствии с экологической классификацией качества вод по индикаторной значимости доминирующих видов фитопланктона;

— для ВХУ18.04.02.001 (р. Адыча) и ВХУ 18.04.03.001 (р. Бытантай)- 1 – 2 классу («предельно чистые» — «чистые»);

— для 18.04.03.002 (р. Яна от впадения р. Адыча до устья без р. Бытантай) на участке от впадения р. Адыча до с. Казачье — 2 — 3 классу («чистые» – «удовлетворительной чистоты»), уровень трофии в диапазоне β- — α- мезотрофности; на участке р. Яна от с. Казачье до устья – 3 классу («удовлетворительной чистоты») с тяготением к 4 классу («грязная»), эфтрофный уровень трофии;

— для ВХУ 18.04.03.003 и 18.04.03.004 (реки бассейна моря Лаптевых от границы бассейна р. Лена до границы бассейна р. Яна и от границы бассейна р. Яна до границы бассейна р. Индигирка) — 3 классу («удовлетворительной чистоты»), мезотрофный уровень трофии

В качестве целевого показателя уменьшения негативных последствий наводнений выбрана величина доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях и защищенного в результате проведения соответствующих мероприятий. Численное значение этого показателя определено на 2015 г., равным 30 %, на период завершения реализации Схемы (2025 г.) – 80 % от общей численности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях.

Целевыми показателями уменьшения последствий русловых деформаций является снижение русловых деформаций на реках вблизи населенных пунктов, страдающих от этих видов негативного воздействия вод.

Установление целевых показателей водообеспечения населения и объектов экономики в рамках реализации настоящей Схемы не проводилось, поскольку рассматриваемый регион характеризуется наличием значительных объемов и высокой обеспеченностью населения и экономики поверхностными водными ресурсами, как в настоящее время, так и на период до 2025 г.

Целевые показатели развития водохозяйственной инфраструктуры включают в себя показатели водоснабжения населения, последующего водоотведения, а также обеспечения удовлетворительного уровня безопасности гидротехнических сооружений.

В качестве целевых показателей развития водохозяйственной инфраструктуры в бассейне р.Яна и междуречий р.р. Лена и Яна, Яна и Индигирка на расчетные периоды в перспективе приняты показатели снижения доли проб питьевой воды (%), не соответствующих нормативным требованиям, принятые в программе Республики Саха (Якутия) «Чистая вода». В настоящей Схеме установлены следующие значения целевых показателей:

— удельный вес проб воды из водопроводной сети, которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям и микробиологическим показателям – 2 %;

— число сельских населенных пунктов, обеспеченных водой нормативного качества – 8;

— доля сточных вод, прошедших очистку на очистных сооружениях, в общем объеме сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты – 23 %;

— доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, прошедших очистку на очистных сооружениях – 75 %.

В качестве целевого показателя по ГТС принята обеспеченность удовлетворительного уровня безопасности всех ГТС.

Основными задачами развития системы мониторинга в рамках СКИОВО является развитие и модернизация государственной наблюдательной сети, включающие организацию дополнительных пунктов наблюдений за качеством вод, в том числе по гидробиологическим показателям, а также пунктов наблюдения за природным (фоновым) состоянием водных объектов и водных объектов в местах проведения работ по добыче полезных ископаемых.

В качестве социальных и экономических целевых показателей развития Янского бассейна приняты основные показатели социально – экономического развития муниципальных образований, расположенных в границах рассматриваемой территории. Прогнозные показатели базируются на основных положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.

Книга 4. «Водохозяйственные балансы» выполнена в соответствии с Методикой расчета водохозяйственных балансов водных объектов, утвержденной Приказом МПР России от 30.11.2007 г. №314.

Оценка обеспеченности населения и экономики поверхностными водными ресурсами, выполненная по результатам расчета водохозяйственных балансов для средне-маловодного года (Р=75%) и крайне-маловодного года (Р=95%) в 5 расчетных створах бассейнов р.Яна и междуречий р.р. Лена и Яна, Яна и Индигирка на современном уровне водопотребления, не выявила участков с дефицитом водных ресурсов. Объемы заборов (изъятия) стока из водных объектов региона очень незначительны и не влияют на водный режим рассматриваемых рек. Ожидаемое увеличение объемов водопотребления и водоотведения на перспективу до 2025 г. также не окажет заметного влияния на водохозяйственную обстановку в бассейне.

Книга 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов бассейна р. Яна»

Книга содержит информацию по лимитам забора водных ресурсов из водных объектов, по квотам на забор воды, лимитам сброса сточных вод нормативного качества и квотам бассейна на сброс сточных вод. Все расчеты выполнены по ВХУ и по бассейну в целом.

Книга 6. «Перечень мероприятий по достижению целевого состояния бассейна р. Яна»

В настоящую книгу включены мероприятия, разработанные с учетом материалов стратегии долгосрочного социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, предложений ЛенБВУ, проекта государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) «Чистая вода» 2011 года, государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 — 2016 годы».

Расчет предполагаемых объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий, осуществлялся на основании укрупненных показателей стоимости водохозяйственных и водоохранных мероприятий, расценок выполнения различных видов работ, а также на основе данных аналогичных проектов. Результаты расчета приведены к сметной стоимости в ценах текущего периода по состоянию на 1 кв. 2012 г. через индексы изменения стоимости работ, применяемых к расценкам на работы, указанных в сборниках ТЭР и ФЕР.

В соответствии с Методическими указаниями по разработке СКИОВО мероприятия по достижению и поддержанию целевого состояния качества поверхностных вод рассматриваемого бассейна классифицированы по функциональной значимости в несколько групп: фундаментальные, институциональные, структурные мероприятия и мероприятия по улучшению оперативного управления водными ресурсами.

Предлагаемые к реализации в рамках настоящей Схемы фундаментальные мероприятия включают:

— экологическое просвещение и информационное обеспечение населения, ведомств и водопользователей;

— информационное обеспечение и осуществление мониторинга состояния водных объектов;

— мероприятия по развитию наблюдательной сети за состоянием водных объектов и водохозяйственных систем;

— выполнение научно-исследовательских работ;

— идентификация территорий населенных пунктов, потенциально подверженных негативному воздействию вод;

— обследование мелиоративных систем и оценка их состояния.

Суммарные затраты на выполнение фундаментальных мероприятий в целом по бассейну р. Яна и междуречий р.р. Лена и Яна, Яна и Индигирка составляют 97,16 млн. руб. Большую часть средств (70 % или 68,8 млн. руб.) предлагается направить на развитие наблюдательной сети за состоянием водных объектов, а также обследование мелиоративных систем и оценку их состояния.

В рамках реализации настоящей Схемы предлагается выполнить следующие виды институциональных мероприятий:

— мероприятия, направленные на соблюдение установленных лимитов и квот на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод;

— определение альтернативных и дополнительных источников водоснабжения;

— регулирование землепользования в водоохранных зонах водных объектов и на водосборах;

— регулирование использования берегов и дна водных объектов.

Суммарные затраты на выполнение институциональных мероприятий в целом по бассейну р. Яна и междуречий р.р. Лена и Яна, Яна и Индигирка составляют 72,6 млн. руб. Практически все средства предлагается направить на мероприятия по определению альтернативных и дополнительных источников водоснабжения (40 млн. руб.) и регулированию землепользования в водоохранных зонах и на водосборах рассматриваемых водных объектов (26,71 млн. руб.).

В состав основных мероприятий по улучшению оперативного управления, предлагаемых к реализации в настоящей Схеме, вкл