Опубликовано: 11.09.2014

Александра Старостина,начальник планово-экономического отдела Ленского БВУ

44-ФЗ на практике Ленского бассейнового водного управления

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ, и сегодня все мы – как заказчики, так и поставщики, нравится нам это или нет, обязаны исполнять требования нового закона.

Если раньше 94-ФЗ регулировал только процедуру размещения заказа, которая завершалась заключением контракта, то 44-ФЗ процесс осуществления закупки охватывает полностью, начиная с планирования и завершая оценкой эффективности закупки товара, работы или услуги.

В 44-ФЗ вопросам планирования посвящена целая глава. Что изменилось в данном направлении? План-график размещения заказов перестал быть формальностью, появилось понятие «план закупок». План-график Ленского БВУ на 2014 год, как и прежде, разработан на один год и размещен на официальном сайте в течение одного календарного месяца после принятия закона о бюджете. Требования к содержанию плана-графика установлены частью 3 статьи 21 Федеральный закон № 44-ФЗ, и должны вступить в силу с 1 января 2015 года. Но уже в 2013 году издан совместный приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н, который уточнил содержание плана-графика с учетом положений ФЗ-44. К примеру, в плане-графике Управления в некоторых позициях указан размер обеспечения заявки и размер обеспечения контракта, так при проведении конкурса, который является у нас основным способом определения поставщика, установление требований к обеспечению заявки и обеспечению контракта является теперь обязанностью заказчика, а не правом, как это было ранее.

С 1 января 2015 г. вступают в силу требования к формированию и размещению в единой информационной системе плана закупок. План закупок составляется на 3 года, т.е. на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с законом о бюджете. В соответствии с планом закупок будет формироваться план-график.

Ленскому БВУ, как и другим заказчикам, предстоит огромная работа, так как при формировании и плана закупок, и плана-графика, закупки должны будут обосновываться. При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект закупки, исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки. При формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

Требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта содержалось и в 94-ФЗ, другое дело, что с начала этого года, с введением в действие 44-ФЗ заказчики, в том числе и наше Управление, принялись обосновывать все закупки, включая закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей. Благодаря Федеральному закону от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ был внесен ряд положительных изменений в 44-ФЗ и эта норма, которая обязывала нас обосновывать буквально каждую ручку, отменена.

В 44-ФЗ определены конкретные методы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013г. № 567 утверждены методические рекомендации по применению этих методов.

До 2014 года, как и сейчас, при обосновании цены на содержание Управления (мебель, оргтехника, канцтовары, бензин и т.д.) использовался в основном метод сопоставимых рыночных цен, т.е. исследовался рынок. Управление направляло запросы с техническим заданием поставщикам. По представленной ценовой информации определялась среднерыночная цена.

При обосновании цены на проведение противопаводковых мероприятий и мероприятий по информационному обеспечению в области водных отношений используются как собственные расчеты, так и метод сопоставимых рыночных цен. Определенные трудности при обосновании начальной (максимальной) цены встречаются. К примеру, Ленское БВУ ежегодно закупает специализированную гидрометеорологическую информацию, которая необходима для решения водохозяйственных задач (пропуск паводка, проведение превентивных противопаводковых работ и др.), но общеизвестно, что единственными хозяйствующими субъектами по позиции «деятельность в области гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» являются территориальные структуры Росгидромета – ФГБУ «Якутское УГМС» на территории Республики Саха (Якутия) и ФГБУ «Колымское УГМС» на территории Магаданской области, так что получить ценовую информацию у трех поставщиков, на практике невозможно.

Технические задания на проведение водохозяйственных и информационных мероприятий вырабатывались годами и ежегодно уточняются, дополняются при участии заинтересованных организаций и ведомств. Например, схемы проведения предупредительных противопаводковых работ по ослаблению прочности льда (зачернение и распиловка льда) ежегодно рассматриваются на научно-техническом совете Ленского БВУ и согласуются Правительством Республики Саха (Якутия), ГУ МЧС России по РС(Я), научными институтами.

На мой взгляд, чем подробнее техническое задание со всеми возможными нюансами, тем меньше шансов закупить «кота в мешке».

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта при конкурсах и аукционах были и могут быть инструментами манипулирования в целях эффективного осуществления закупки. Допустим, сумма контракта на научно-исследовательскую работу исчисляется миллионами, и заказчик желает, чтобы в конкурсе участвовали крупные известные научные институты, и тогда можно установить обеспечение заявки по верхнему пределу, сейчас это 5 %. Также можно поступить с обеспечением контракта, хотя в каждом конкретном случае необходимо проанализировать рынок потенциальных поставщиков. Ведь может получиться так, что 30% обеспечения исполнения контракта, равные сумме аванса, «спугнут» поставщиков и с хорошей деловой репутацией.

Помимо введения обязательного установления обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта при конкурсах и аукционах, 44-ФЗ установлены антидемпинговые меры. Опыт по применению антидемпинговых мер у нашего Управления уже есть. При проведении открытых конкурсов на право заключения государственных контрактов на ослабление прочности льда на реках Республики Саха (Якутия), по 2 лотам, победителями конкурса была предложена цена контракта, которая была ниже начальной (максимальной) цены контракта на более чем двадцать пять процентов. С данными поставщиками государственные контракты были заключены после предоставления ими обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер установленного обеспечения исполнения контракта. Это норма, введённая новым законом, также позволяет обезопасить заказчика от невыполнения условий контракта.

С появлением 44-ФЗ введены ужесточающие требования к осуществлению закупок и к действиям заказчика, внесен ряд изменений в нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентирующих ответственность в области государственных закупок. Практически каждое действие с незначительным отступлением от норм закона, карается штрафными санкциями. Будем надеяться, что в будущем, также законодательно будет продумана система премирования работников контрактной службы и комиссий, несущих ответственность за осуществление закупок.