Опубликовано: 14.11.2008

28 ноября Ленское бассейновое водное  управление, Правительство Республики Саха (Якутия)  проводят республиканскую научно-практическую конференцию  «Управление водохозяйственным комплексом Республики Саха (Якутия), задачи на ближайшие 10 лет».  Цели и задачи  конференции: обсуждение актуальных проблем водохозяйственного комплекса в современном этапе и определение приоритетных направлений  его развития на перспектив

         28 ноября Ленское бассейновое водное  управление, Правительство Республики Саха (Якутия)  проводят республиканскую научно-практическую конференцию  «Управление водохозяйственным комплексом Республики Саха (Якутия), задачи на ближайшие 10 лет».  Цели и задачи  конференции: обсуждение актуальных проблем водохозяйственного комплекса в современном этапе и определение приоритетных направлений  его развития на перспективу.

         Надо заметить, что проблемы водохозяйственного комплекса впервые будут обсуждаться на республиканском уровне, в широкой аудитории с привлечением специалистов и представителей  науки. С началом действия нового Водного кодекса Российской Федерации управление водохозяйственным комплексом на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется на нескольких уровнях — федеральном, республиканском и муниципальном. В настоящий момент, эффективность управления зависит от слаженности действия  всех уровней органов исполнительной власти.  И поэтому Ленское БВУ как ответственный орган за реализацию государственной политики на территории Республики Саха и Магаданской области, решило  обсудить эти и другие  водохозяйственные проблемы, ожидающие своего решения на широкой аудитории.   Водные объекты на территории Республики Саха (Якутия) используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, для водного транспорта, рыболовства, производства электроэнергии, добычи золота, алмазов, нерудных строительных материалов, а также  сброса сточных вод и других целей. Несмотря на наличие  огромного запаса водных ресурсов, из-за их неравномерного распределения отдельные территории республики испытывают острый дефицит в водных ресурсах. Не зря для решения этой проблемы в 2003 году Правительством РС (Я) была принята Государственная программа «Обводнение и водоснабжение заречной группы улусов на 2002-2006 годы». Согласно этой программе были построены магистральные водоводы для перекачивания воды из р.Лена в населенные пункты Заречных улусов. Также данная программа кроме магистральных водоводов предусматривала и строительство водохозяйственных сооружений обеспечивающих водоснабжение еще для ряда населенных пунктов Заречных улусов, что в настоящее время остается нереализованной. Необходимо заметить, что указанная программа, даже если бы была реализована стопроцентно,  не решила бы полностью проблему дефицита водных ресурсов всех населенных    пунктов  Заречных улусов. Много еще населенных пунктов на территории республики, ожидающих решения этой проблемы. Республиканские программы, касающиеся обеспечения населения водными ресурсами, находящиеся в ведении соответствующих  Министерств (жилищно-коммунального – хозяйства, сельского хозяйства, охраны природы),  нацелены только на частичное решение этой проблемы и в настоящее время   практически бездействуют. Необходимо чтобы была единая программа, направленная на поэтапное  решение проблем потребности всех населенных пунктов на водные ресурсы и вопросы очистки питьевой воды в соответствии с требованиями государственных стандартов.          Водохозяйственный комплекс Российской Федерации вот уже второй год работает в условиях действия нового Водного кодекса РФ, изменившего в корне правила  водных отношений. В соответствии с новыми правилами водные объекты предоставляются на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водного объекта в пользование.  Но,несмотря на то, что переход на новые формы отношений производится по мере истечения срока лицензий на  водопользование, в переходной период  очень много предприятий и организаций, под действием  объективных и субъективных факторов, оказались без оформленного права на пользование водным объектом. В данное время без оформленного права пользования водным объектом осуществляют свою деятельность 266 водопользователей. Эти предприятия пользование водным объектом осуществляют  самовольно, плату за пользование водным объектом не вносят, что в свою очередь наносит ущерб приходной части бюджета водохозяйственного комплекса. К таким нарушителям контролирующие органы в любой момент могут применить административные меры наказания и  подсчитать ущерб  на объемы самовольного водопользования .                   Одной из серьезных проблем водопользования является сброс неочищенных сточных вод в водные объекты. Водные экосистемы Якутии  отличаются низкой устойчивостью к любым видам техногенных воздействий, поэтому природопользование здесь сопряжено с повышенными экологическими рисками, как для самой водной экосистемы, так и для проживающего здесь населения. Согласно статистике, объём сброса загрязнённых сточных вод  в поверхностные водные объекты в целом по Республике Саха (Якутия) в  2007 г. увеличился на 17,5 млн.м3  и составил 96,82 млн.м3  (для сравнения в 2006 г. –79,32  млн.м3 ). Естественно при этом уменьшился объем нормативно-очищаемых  сточных вод. Так по сравнению с 2006 годом в целом по республике объём нормативно-очищенных сточных вод на сооружениях очистки уменьшился на 5,7 млн.м3  и составил 5,43 млн.м3: Это объясняется тем, что почти все очистные сооружения (всего их 32 единиц)  в населенных пунктах  республики не обеспечивают нормативную степень очистки. Строительство новых очистных сооружений практически не ведется. Новые очистные сооружения г.Якутска (станция биологической очистки), построенные фирмой «Мабетекс» до настоящего времени не вышли на проектную степень очистки. Крайне медленными темпами ведутся  строительства и реконструкции биологических очистных сооружений флагманом экономики Республики Саха (Якутия)  — АК «АЛРОСА» в городах Мирный, Ленск, Удачный и в пос.Айхал. Увы, но в республике строительства очистных сооружений автоматически становятся долгостроями. Причиной этого  не только  отсутствие  денежных средств, но и отношение водопользователей к своим обязанностям по охране водных ресурсов от загрязнения. Все дело в том, что действующие  в настоящее время  в России ставки платы  за сброс загрязненных стоков в водные объекты крайне низки, поэтому водопользователю как бы выгоднее платить штрафные санкции, чем  нести  затраты на капвложения на строительство очистных сооружений. В связи с этим, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ю.П.Трутнев в своем докладе на V Байкальском экономическом форуме,  проходившем с 8 по 11 сентября 2008 года, сказал о значительном увеличении размера платы за загрязнение водных объектов: с 2009 года  2 раза, а с 2014 года в 10 раз. При таком обороте дел, предприятиям будет выгоднее модернизировать очистные сооружения.

         Свою лепту в загрязнении водных объектов вносят рассредоточенные источники загрязнения, которые представлены следующими видами объектов: нефтебазы, расположенные в пределах водоохранных зон водных объектов, хвостохранилища для складирования отходов обогащения полезных ископаемых,  шламозолонакопители,  скотомогильники, полигоны твердых бытовых отходов,  нефтепроводы и газопроводы, территории населенныхпунктов, суда речного флота.На территории Республики Саха (Якутия) в пределах водоохранной зоны водных объектов расположены 30 нефтебаз и нефтескладов.  Из общего количества нефтебаз 25  находятся в ведении ОАО «Саханефтегазсбыт». По данным Якутской природоохранной прокуратуры 21 нефтебаза ОАО «Саханефтегазсбыт» не отвечает требованиям промышленной безопасности. Насколько опасны водным объектам эти объекты доказали аварийные разливы нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, с судов речного флота, происходившие в 2008 году (Амгинская нефтебаза, Нижнеколымская нефтебаза ОАО «Саханефтегазсбыт», Нефтесклад Момского филиала ГУП «ЖКХ РС (Я), танкер «СПН-728» ОАО «Янское речное пароходство». Аварийные разливы на нефтебазах и складах ГСМ происходят из-за разрушения емкостей и при перекачке нефтепродуктов с танкера на берег.  Ведь большинство нефтебаз и складов ГСМ не оборудованы техническими средствами по локализации и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями.

          Судоходство является одним из факторов, оказывающим  влияние на состояние водных объектов, в части изменения гидрохимических, физических и морфометрических характеристик. Воздействие  водного транспорта на состояние водных объектов проявляется при проведении путевых работ и при эксплуатации речного транспорта. Анализ технического состояния природоохранного флота, находящегося в государственной собственности и переданного акционерным обществам речного транспорта по договорам без­возмездного пользования, показал, что флот, построенный в 50-70 годы, не способен обеспе­чить ликвидацию разливов нефтепродуктов, очищать судовые нефтесодержащие и хозяйствен­но-фекальные воды в необходимых объемах. Большинство станций очистки нефтесодержащих вод судов давно от­служили свой нормативный срок эксплуатации и сами превратились в потенциально опасные объекты.

         Еще одна проблема – наши реки все еще  захламлены корпусами затопленных судов. В руслах рек Ленского бассейна по состоянию на 01.01.2007 года  в затопленном состоянии находятся 284 судов и металлоконструкций. Из года в год этот список увеличивается. Работы по подъему  затопленных судов и металлоконструкций с русел рек не производятся и даже не планируются. Однако новое законодательство предусматривает применение экономических санкций по отношению к  владельцу затопленного судна.    

          В последние 10 лет проблемой номер один в водохозяйственном комплексе республики стали вопросы предотвращения негативного воздействия вод на территории., Провоцируемое  глобальным потеплением увеличение водности рек бассейна р.Лена явилось  причиной   катастрофических весенних  и летних паводков. Ярким примером разрушительных  паводков на р.Лена являются весенние паводки, происходившие в городе Ленск в 1998 и 2001 годах. В целях предотвращения негативного воздействия  паводковых вод реки Лена в городах Ленск, Олекминск, Якутск ведутся строительства объектов инженерной защиты. Строительство этих объектов  еще не завершено, но они уже показали свою эффективность.  Например, если в городе Якутске критический уровень  до строительства дамбы составлял 780 см, то после строительства  отметка  поднялась до 1034 см. Во время  весеннего паводка  2007 года максимальные уровни на р.Лена  у г.Якутска составляли:  15 мая – 858 см, 16 мая -799 см, тогда  город спасла дамба. Как показывают весенние паводки 2007 и 2008 годов, угроза для населенных пунктов переместилась на малые  реки: Амга, Таатта, Суола, Матта,  Мархинка, Алазея.  А на реке Лена появились новые места для заторов, как например,остров Монастырский.  Все это показывает об изменении гидрологии рек и недостаточности гидрологических прогнозов. Перспектива экономического развития территории республики предусматривает реализацию ряда крупных проектов (так называемых мегапроектов), которые сопряжены с экономическим  развитием Дальневосточного и Сибирского федеральных округов и имеют  федеральное значение. Конечно, негативное воздействие этих мегапроектов на состояние водных объектов республики, как и любая хозяйственная деятельность человека, зависит от качества проектно- изыскательских и строительно-монтажных работ. Например, строительство скандально известной трубопроводной системы «ВС-ТО» отдельная история. Подводный переход через р.Лена, хотят осуществить не самой передовой технологией – траншейным методом, который в гидрологических условиях реки (на примере подводного перехода магистрального газопровода «Хатассы –Павловск»)  показало свою негодность.  Не зря Правительство Республики Саха (Якутия) в своем постановлении от 08.09. 2008 г №369 «О ходе строительства 1 этапа «Тайшет-Сковородино» трубопроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан» на территории Республики Саха (Якутия)» рекомендовало ОАО «АК «Транснефть» проектирование и строительство второй (резервной) нитки подводного перехода трубопроводной системы ВСТО через р. Лена иным,  нетраншейным  методом.  Надо понимать, что сохранение качественного, количественного состояния водных объектов Якутии в условиях реализации мегапроектов в первую очередь будет зависеть  от качества проектной документации, учета в них особенности климатических условий.   Эти и другие не менее важные проблемы водохозяйственного комплекса нашей республики   будут обсуждаться на научно-практической конференции. В целях полного освещения проблем  просим водопользователей, специалистов  и граждан, кому небезразлично  состояние водных объектов нашей республики  внести свои предложения по  теме научно- практической конференции. Мы должны научиться дорожить водой при всем ее кажущемся изобилии и понимать, что человечество ответственно за качество водных ресурсов. Ведь на сегодняшний день чистая и безопасная для здоровья вода – это ценный ресурс, результат  трудоемкой работы многих специалистов. В 21 веке главные проблемы человечества связаны именно с водой.  Пресной воды уже не хватает на всех жителей планеты, загрязнение жизненно важных водоемов делает их негодными для потребления. Все это требует срочных и грамотных решений на всех уровнях. А успех возможен только тогда, когда проблема будет воспринята как личная каждым, а ее решение будет делом государственным.  

Сергей Александров, зам. руководителя — начальник отдела водных ресурсов по РС (Я) Ленского БВУ