Опубликовано: 19.10.2012

О проекте «Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р. Лена»

(краткая ознакомительная информация о проекте)


Разработка Проекта "Схема комплексного использования и охраны вод бассейна реки Лена" осуществлена экологической и водохозяйственной фирмой ООО "ВЕД" (г. Москва) в соответствии с государственным контрактом №С-10-08 ОТ 09.07.2010. Заказчик Проекта — ЛенБВУ Федерального агентства водных ресурсов.

В соответствии с Методическими указаниями по разработке СКИОВО (2007), Проект в составе шести книг содержит: общую характеристику речного бассейна; оценку экологического состояния и ключевые проблемы бассейна; целевые показатели; водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ; лимиты и квоты на забор воды и сброс сточных вод и Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна.

Общая характеристика бассейна р. Лена (Книга-1) разработана с учетом государственных водных и земельных реестров и кадастров, современных данных социально-гигиенического мониторинга, гидрохимического мониторинга поверхностных и подземных водных объектов по ВХУ субъектов Ленского бассейна, а так же с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития РФ и субъектов РФ бассейна р. Лена на период до 2025 года.

Недостающая информация запрашивалась через ЛенБВУ у соответствующих водопользователей бассейна. Гидрогеологическая характеристика Ленского бассейна по ВХУ и оценка состояния и режимов использования подземных вод выполнены Якутским Учреждением РАН "Институт мерзлотоведения Сибирского отделения РАН".

Оценка экологического состояния Ленского бассейна по ВХУ и субъектам ФР бассейна, представленная в Книге-2, позволила выделить и наметить способы решения ключевых проблем:

  • необходимость достижения и сохранения природного качества поверхностных вод по всем ВХУ
  • восстановление и сохранение продуктивности популяций промысловых видов рыб
  • истощение и загрязнение подземных вод
  • несоответствие воды поверхностных источников хозяйственно-питьевого назначения требованиям качества питьевых вод по химическим и микробиологическим показателям
  • проблема защиты населения и объектов экономики от наводнений и обрушения берегов
  • проблемы организационного характера, связанные с повышением эффективности мониторинговых наблюдений.

Эти проблемы, в целом носят экологический характер и водохозяйственном комплексе Ленского бассейна они стали выявляться в самом начале интенсификации урбанизации и промышленного освоения региона (с середины 90-х годов), что отражено в большом количестве научных публикаций по всем социально-экономическим и природоохранным аспектам бассейна.

Региональная значимость Ленского бассейна состоит в обеспечении оптимального функционирования приоритетного вида водопользования – рыбохозяйственного, максимально зависящего от природного качества вод (2-3 классы) при полной совместимости приоритетного качества вод с другими видами водопользования, и прежде всего, с хозяйственно-питьевым. Континентальная значимость Ленского бассейна состоит в обеспечении условий оптимального обитания и самовоспроизводства проходных и полупроходных рыб бассейна, гарантирующих существование рыбного промысла на всех арктических реках Дальневосточного региона (Книга-3).

Исходя из необходимости оптимального функционирования приоритетных видов водопользования и сохранения континентальной значимости, качество вод Ленского бассейна на этапе интенсивного промышленного освоения природных ресурсов и урбанизации должно сохраняться на уровне природного (незагрязненного) состояния. Естественные биологические и гидрохимические параметры вод должны рассматриваться в качестве целевых показателей (ЦП) экологического состояния речного бассейна.

Альтернативы такому определению целевых показателей качества воды Ленского бассейна нет и быть не может, т.к. иное определение ЦП неизбежно нанесет ущерб здоровью будущих поколений людей и явится подрывом устойчивости развития региона.

В разделе 2. Книги-3 дано экологически обоснованное определение природного качества вод по ВХУ и гидрологическим участкам Ленского бассейна:

  • природное качество воды верховий р. Лена и системы её притоков соответствует 1–2 классу качества (чистоты), при трофическом статусе на уровне ксено-олиготрофии;
  • природное качество воды р. Лена и её крупных притоков в среднем течении соответствует 2-му классу и олиготрофному уровню водных экосистем;
  • природное качество вод р. Лена в нижнем течении соответствует 23 классам чистоты, на олигоbмезотрофном трофическом уровне;
  • возрастание уровня трофии р. Лены в нижнем течении до bмезотрофного – естественный процесс обогащения вод автохтонными веществами и аллохтонным стоком таежных и тундровых ландшафтов водосбора.

В качестве целевых показателей развития системы мониторинговых наблюдений в бассейне р. Лена выделены:

  • необходимость сравнения параметров вод загрязненных участков с их естественным (фоновым) состоянием, что является единственным объективным критерием при оценке техногенного поступления проблемных для Ленского бассейна загрязнителей двойного генезиса: фенолов, железа, марганца, меди, цинка, ртути, свинца, соединений азота и фосфора, сульфатов, хлоридов и др.
  • необходимость организации фоновых пунктов наблюдений, дополнительных к существующим в государственной сети наблюдений, в количестве около 20 пунктов.
  • необходимость периодического проведения санитарно-гигиенической экспертизы уровня накопления токсикантов (Mn, Cu, Cr, Pb, Co, Cd и Hg) в тканях жилых видов рыб в районах горных разработок.
  • необходимость внедрения в практику государственного мониторинга качества вод биологического анализа, который в мизерных масштабах ныне осуществляется только в рамках НИР региональных научных организаций.

издание единого информационного сборника по качеству поверхностных вод всего Ленского бассейна, повысит результативность всей системы мониторинга и облегчит планирование водопользования и природоохранной деятельности в бассейне.

Целевые показатели уменьшения негативного воздействия водснижение экономического ущерба и создание безопасных условий для проживания населения и развития экономики. Их достижение возможно за счет: усиления контроля хозяйственного использования опасных зон; выноса промышленных и жилых объектов из зон периодического затопления; превентивных мероприятий; проведения дноуглубительных и русловыправительных работ; строительства сооружений противопаводковой защиты населенных пунктов и объектов экономики по имеющимся проектам; разработки гидрологических обоснований и проектов на строительство сооружений противопаводковой защиты.

В качестве целевых показателей обеспечения населения питьевой водой в бассейне реки Лена к 2025 г. приняты ожидаемые результаты Программы Республики Саха (Якутия) «Чистая вода»: увеличение доли населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению с 45% до 69%; и снижение доли проб питьевой воды, не соответствующих нормативным требованиям, с 7–15% до 2%. В качестве целевых показателей обеспечения населения системами водоотведения в бассейне р. Лена к 2025 г. также приняты ожидаемые результаты Программы «Чистая вода»: увеличение доли населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению и водоотведению, с 51 до 69%; и увеличение доли нормативно-очищенных сточных вод с 58 до 89,3%.

Водохозяйственные расчеты (Книга-4) выполнены с учетом возможности нормативного водообеспечения населения и экономики при условии сохранения и реабилитации водных экосистем до уровня, близкого к их естественному состоянию в пределах экологически установленных уровней безвозвратного изъятия речного стока.

Почти во всех створах экологический попуск имеет приоритет, то есть в хозяйственных целях используются только объемы, превышающие экологический попуск. Удовлетворение нужд водопользователей в водных ресурсах за счет экологического попуска в створах не допускается (за исключением особых случаев: к примеру, требование энергетики Вилюйского гидроузла).

Расчет лимитов и квот забора воды из водных объектов и сброс точных вод изложены в Книге-5. Книга содержит информацию по лимитам забора водных ресурсов из водных объектов, по квотам субъектов РФ на забор воды, лимитам сброса сточных вод нормативного качества и квотам субъектов РФ бассейна на сброс сточных вод. Все расчеты выполнены по ВХУ, под бассейнам и по бассейну в целом.

Заключительная часть СКИОВО бассейна реки Лена – Книга-6 содержит Перечень мероприятий для достижения целевого состояния качества поверхностных вод бассейна, обеспечивающих оптимальное функционирование всех видов водопользования.

Состав водохозяйственных, водоохранных и других мероприятий принят на основании проработок, выполненных в региональных целевых программах: «Чистая вода», Концепции развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2020 г., проработок СКИОВР р. Лены (Книга 3). Противопаводковые мероприятия, 2006г). Более 80% планируемых затрат всех структурных и до 40% институциональных мероприятий приходится на мероприятия программы "Чистая вода", которая утверждена и реализуется в Республике Саха с 2011 года.

Мероприятия прошли слушания на заседании Бассейнового Совета Ленского бассейнового округа 29.06.2012и получили одобрение.Все редложения и замечания членов Бассейнового Совета Ленского бассейнового округа и специалистов ЛенБВУ учтены в последней редакции "Перечня мероприятий по достижению целевого состояния вод бассейна р. Лена на период 2012-2025 годов" (Книга-6) от 31.08.2012. Внедрение Перечня мероприятий, разработанных с учетом интересов всех видов водопользования, безусловно, позволит достигнуть целевого состояния Ленского бассейна к 2025 году.

Достижение возможно за счет:

  • введения дополнительных мощностей очистных сооружений и нормативной очистки промышленных и бытовых стоков в первом и втором пятилетии;
  • снижения негативного воздействия судоходства в первом пятилетии; достижения постоянного нормативного качества поверхностного стока селитебных зон;
  • полной, в соответствии с проектной документацией, рекультивацией водных объектов и наземных экосистем в районах горных разработок в ближайшие годы, и др.

Индикаторами достижения целевых показателей являются: уровень реализации разработанных НДВ на водохозяйственных участках; снижение содержания тяжелых металлов в рыбах водных объектов районов горных разработок до естественного уровня и нормализация санитарно-гигиенических параметров поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого назначения.

Предложенный вариант достижения целевого состояния требует огромного финансирования, в объеме более 32 миллиардов рублей на пятнадцатилетний период. Это существенный, но единственный недостаток варианта мероприятий.

Предложения Ленского бассейнового округа по экологической реабилитации водных объектов в пределах различных населенных пунктов (Приложение 3 к Протоколу заседания Бассейнового совета Ленского бассейнового округа от 22.06.2012), без сомнения требуют незамедлительного решения. Однако, с учетом того, что санитарное состояние водоемов и берегов селитебных зон и зон рекреации (замусоренность берегов и самих водоемов, поступление сточных вод и др.) является предметом постоянного контроля и текущей работы структурных подразделений муниципальных образований, эта категория мероприятий не включена в Перечень мероприятий в СКИОВО по бассейну р. Лена. Санации водных объектов селитебных зон косвенно будут способствовать практически все мероприятия Перечня (Книга-6), но непосредственная их реабилитация (удаление бытового и строительного мусора, отвод стоков) должна планироваться и осуществляться за счет финансовых средств и трудовых ресурсов самих муниципалитетов по программам их социально-экономического развития.