Опубликовано: 25.10.2012

О проекте «Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р. Колыма»

(краткая ознакомительная информация о проекте)


Разработка Проекта «Схема комплексного использования и охраны вод бассейна реки Колыма» осуществлена экологической и водохозяйственной фирмой ООО «ВЕД» (г.Москва) в соответствии с государственным контрактом №С-10-18 ОТ 02.12.2010 г. Заказчик Проекта — ЛенБВУ Федерального агентства водных ресурсов.

В соответствии с Методическими указаниями по разработке СКИОВО (2007), содержание Проекта СКИОВО бассейна р. Колыма изложено в следующих книгах:

Книга 1. Общая характеристика речного бассейна.

Книга 2. Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна.

Книга 3. Целевые показатели.

Книга 4. Водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ.

Книга 5. Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод.

6. Книга 6. Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна.

Книга 1 «Общая характеристика бассейна р. Колыма» разработана с учетом государственных водных и земельных реестров и кадастров, современных данных социально-гигиенического мониторинга, гидрохимического мониторинга поверхностных и подземных водных объектов по ВХУ субъектов Колымского бассейна, а так же с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития РФ и субъектов РФ бассейна р. Колыма на период до 2025 года.

Недостающая информация запрашивалась через ЛенБВУ у соответствующих водопользователей бассейна. Гидрогеологическая характеристика Ленского бассейна по ВХУ и оценка состояния и режимов использования подземных вод выполнены ФГБУ Северо-восточный комплексный НИИ Дальневосточное отделение Российской Академии Наук (СКВНИИ ДВО РАН).

Книга 2 «Оценка экологического состояния и ключевые проблемы бассейна р. Колыма». В данной книге была дана оценка экологическому состоянию рассматриваемого бассейна, выделены и намечены способы решения ключевых проблем бассейна.

Экологическое состояние водных объектов. Оценка современного экологического состояния водных объектов бассейна р. Колыма производилась относительно ЦПКВ. В предыдущих материалах Схемы показано, что в качестве целевого показателя поверхностных вод (ЦПКВ) бассейна р. Колыма должно рассматриваться их природное состояние, обеспечивающее оптимальность функционирования приоритетных видов водопользования – рыбохозяйственного и хозяйственно-питьевого, не вступающих в противоречие с остальными видами водопользования. К участкам, на которых в настоящий момент наблюдается превышение ЦПКВ, относятся: р. Колыма – от истока до Колымской ГЭС, от впадения р. Бахапча до п. Усть-Среднекан; ниже г. Среднеколымск до впадения р. Березовка, ниже п. Колымское и от п. Черский до устья; нижнее течение рек Аян-Юрях, Кулу, Тенке, Детрин, Бахапча; р. Берелех – от истока до устья; р. Дебин – от с. Бурхала до устья. На остальных участках – превышения ЦПКВ не наблюдается.

Ключевые проблемы бассейна:

— необходимость достижения и сохранения природного качества поверхностных вод по всем ВХУ

восстановление и сохранение продуктивности популяций промысловых видов рыб

— несоответствие воды поверхностных источников хозяйственно-питьевого назначения требованиям качества питьевых вод по химическим и микробиологическим показателям — проблема защиты населения и объектов экономики от наводнений и обрушения берегов -проблемы организационного характера, связанные с повышением эффективности мониторинговых наблюдений.

Эти проблемы, в целом носят экологический характер и в водохозяйственном комплексе Колымского бассейна они стали выявляться в самом начале интенсификации урбанизации и промышленного освоения региона (с середины 90-х годов), что отражено в большом количестве научных публикаций по всем социально-экономическим и природоохранным аспектам бассейна.

Книга 3 «Целевые показатели» содержит: общую характеристику целевого состояния речного бассейна по завершении выполнения мероприятий Схемы; характеристику целевого состояния отдельных водных объектов; целевые показатели качества воды в водных объектах речного бассейна; основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод; целевые показатели развития системы государственного мониторинга водных объектов речного бассейна; целевые показатели водообеспечения населения и объектов экономики речного бассейна; целевые показатели развития водохозяйственной инфраструктуры речного бассейна; финансово-экономические и социально-экономические целевые показатели.

Региональная значимость Колымского бассейна состоит в обеспечении оптимального функционирования приоритетного вида водопользования — рыбохозяйственного, максимально зависящего от природного качества вод при полной совместимости приоритетного качества вод с другими видами водопользования. Максимальная заинтересованность рыбохозяйственного, как и хозяйственно-питьевого, использования поверхностных вод приурочена к естественному состоянию вод в диапазоне 1-2, 2, 2-3 классов чистоты по «Экологической классификации качества вод». Континентальная значимость Колымского бассейна обусловлена тем, что, в силу географического положения, гидрологических особенностей и происхождения ихтиофауны Дальневосточного региона, бассейн является резервуаром сохранения генофонда ценнейших промысловых видов рыб побережья всех восточных морей Северного Ледовитого океана и впадающих в него рек.

Исходя из необходимости оптимального функционирования приоритетных видов водопользования и сохранения континентальной значимости, качество вод Колымского бассейна на этапе интенсивного промышленного освоения природных ресурсов и урбанизации должно сохраняться на уровне природного (незагрязненного) состояния. Естественные биологические и гидрохимические параметры вод должны рассматриваться в качестве целевых показателей (ЦП) экологического состояния речного бассейна.

Альтернативы такому определению целевых показателей качества воды Колымского бассейна нет и быть не может, т.к. иное определение ЦП неизбежно нанесет ущерб здоровью будущих поколений людей и явится подрывом устойчивости развития региона. В разделе 2. Книги-3 дано экологически обоснованное определение природного качества вод по ВХУ и гидрологическим участкам Колымского бассейна:

— природное состояние воды верховий р. Колыма и её придаточной системы соответствует 1-2 классу качества (чистоты) и трофическому статусу на уровне ксено-олиготрофии;

— природное качество воды р. Колыма и её крупных притоков в среднем течении соответствует 2-му классу, олиготрофного уровня;

— природное качество вод р. Колыма в нижнем течении соответствует 2-3 классам чистоты и олиго- b –мезотрофному уровню трофии;

— возрастание уровня трофии р. Колыма в нижнем течении до b –мезотрофного — естественный процесс обогащения вод веществами автохтонного и аллохтонного происхождения.

В качестве целевых показателей развития системы мониторинговых наблюдений в бассейне р. Колыма выделены:

— необходимость сравнения параметров вод загрязненных участков с их естественным (фоновым) состоянием, что является единственным объективным критерием при оценке техногенного поступления проблемных для Колымского бассейна загрязнителей двойного генезиса: фенолов, железа, марганца, меди, цинка, ртути, свинца, соединений азота и фосфора, сульфатов, хлоридов и др.

— необходимость организации фоновых пунктов наблюдений, дополнительных к существующим в государственной сети наблюдений

— необходимость периодического проведения санитарно-гигиенической экспертизы уровня накопления токсикантов (Mn, Cu, Cr, Pb, Co, Cd и Hg) в тканях жилых видов рыб в районах горных разработок.

— необходимость внедрения в практику государственного мониторинга качества вод

биологического анализа, который в мизерных масштабах ныне осуществляется только в рамках НИР региональных научных организаций.

— издание единого информационного сборника по качеству поверхностных вод всего Колымского бассейна, повысит результативность всей системы мониторинга и облегчит планирование водопользования и природоохранной деятельности в бассейне.

Целевые показатели уменьшения негативного воздействия водснижение экономического ущерба и создание безопасных условий для проживания населения и развития экономики. Их достижение возможно за счет: усиления контроля хозяйственного использования опасных зон; выноса промышленных и жилых объектов из зон периодического затопления; превентивных мероприятий; проведения дноуглубительных и русловыправительных работ; строительства сооружений противопаводковой защиты населенных пунктов и объектов экономики по имеющимся проектам; разработки гидрологических обоснований и проектов на строительство сооружений противопаводковой защиты.

Целевым показателем водообеспечения населения и объектов экономики речного бассейна является объем водозабора из поверхностных водоисточников на современном уровне (46,3 млн. м3/год) со значительным увеличением (более 33%) в перспективе до 2025 г.

Целевые показатели развития водохозяйственной инфраструктуры речного бассейна (водоснабжение, водоотведение).

В качестве целевого показателя обеспечения населения питьевой водой в бассейне реки Колыма принято обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям. Это выражается в снижение доли проб питьевой воды, не соответствующей нормативным требованиям, с 3-29% до 2-10% к 2025 году.

В качестве целевых показателей обеспечения населения системами водоотведения в бассейне р. Колыма к 2025 г. приняты показатели увеличения доли сточных вод, прошедших очистку на очистных сооружениях (с 3,4% до 95%) и увеличения доли нормативно-очищенных сточных вод (до 100 % к 2025 г.).

Финансово-экономические и социально-экономические целевые показатели

В качестве социальных и экономических целевых показателей развития Колымского бассейна приняты основные показатели социально – экономического развития субъектов РФ, расположенных в границах бассейна. Прогнозные показатели базируются на основных положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона до 2025 г.

Книга 4 «Водохозяйственные балансы» выполнена в соответствии с Методикой расчета водохозяйственных балансов водных объектов, утвержденной Приказом МПР России от 30.11.2007 г. №314.

Оценка возможности удовлетворения экологических попусков (стоков), водопотребителей и водопользователей в расчетных створах выполнена при расчетах водохозяйственных балансов в годы 50, 75 и 95%-ной обеспеченности по стоку.

В современных условиях (до наполнения Усть-Среднеканского водохранилища) при объемах безвозратного водопотребления на уровне 2009 г. и выполнении условий заявленного хозяйственного попуска на нижележайщий участок реки для поддержания судоходства, дефицит ВХБ в очень незначительных объемах имеет место только на ВХУ 19.01.01.001 (р. Колыма от мстока до Колымской ГЭС) в августе месяце, в год расчетной обеспеченности 75%. Решить эту проблему можно за счет снижения на 0,002% объема хозяйственного попуска на нижележайщий участок.

Водохозяйственные балансы на перспективу ожидаются без дефицита, несмотря на увеличение объемов водопотребления и водоотведения. Расчет ВХБ на перспективу 2025 г. проведен с учетом ввода в действие Усть – Среднеканской ГЭС. В связи с тем, что на водохранилище Усть – Среднеканской ГЭС возлагаются функции регулирования стока в интересах судоходства, на ВХУ 19.01.01.001 (р. Колыма – створ Колымской ГЭС) значительно снижаются объемы попуска воды на нижележащий участок реки. Таким образом, будут решены проблемы дефицита ВХБ на данном участке реки, имевшие место на современном уровне.

Книга 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов бассейна р.Колыма» Книга содержит информацию по лимитам забора водных ресурсов из водных объектов и лимитам сброса сточных вод в разрезе ВХУ, по квотам на забор воды и сброс сточных вод в границах ВХУ в разрезе субъектов РФ Колымского бассейна.

Книга-6 «Перечень мероприятий по достижению целевого состояния бассейна р. Колыма» содержит Перечень мероприятий для достижения целевого состояния качества поверхностных вод бассейна, обеспечивающих оптимальное функционирование всех видов водопользования.

При формировании мероприятий, разрабатываемых в проекте СКИОВО, учитывались рекомендации и предложения Ленского бассейнового водного управления, Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области; Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа; территориальных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: Якутского УГМС, Колымского УГМС и Чукотского УГМС.

Кроме этого, в перечень мероприятий по достижению целевого состояния бассейна включены все пункты Концепции государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) «Чистая вода» от 11 февраля 2010 года, Концепции государственной целевой программы Магаданской области «Чистая вода» от 15 марта 2012 года, областной целевой программы «Экологическая безопасность и охрана окружающей среды Магаданской области». Программа «Чистая вода» по Чукотскому АО в настоящее время не утверждена.

Также рассматривались: Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 — 2020 г.», Схема территориального планирования Чукотского автономного округа.

Для решения ключевых проблем водохозяйственного комплекса Колымского бассейна и достижения рекомендуемых целевых показателей в рамках СКИОВО предлагается выполнение комплекса мероприятий водохозяйственных, водоохранных и других мероприятий, которые сгруппированы по следующим направлениям:

— фундаментальные (базисные) мероприятия;

— институциональные мероприятия;

— мероприятия по улучшению оперативного управления;

— структурные мероприятия (по строительству сооружений).

В состав фундаментальных входят мероприятия связанные с классифицированием водных объектов, улучшением учета и использования водных ресурсов, развитием научно-методической базы управления использованием и охраной водных объектов. Так же к фундаментальным относятся мероприятия связанные с восстановлением и развитием сети наблюдения за водными объектами, развитием имитационных моделей и геоинформационных систем.

К институциональным относятся мероприятия, обеспечивающие развитие нормативно-технической базы водохозяйственного комплекса.

Мероприятия по улучшению оперативного управления и охране водных объектов, включают в себя развитие системы государственного мониторинга водных объектов, работы по расчистке русел, восстановление водохозяйственных сооружений.

В качестве структурных предлагаются мероприятия по строительству водохозяйственных систем (включая строительство гидротехнических сооружений), строительство очистных сооружений.

Учитывая некоторую относительность характера мероприятий по включению в ту или иную категорию, а так же исходя из более укрупненного – территориально-практического их значения (бассейновое или районное), дополнительно к указанным категориям мероприятий, введены «Общебассейновые» мероприятия, которые сформированы из фундаментальных мероприятий и мероприятий по улучшению оперативного управления.

Общая оценка вероятных воздействий реализации мероприятий Схемы на окружающую среду.

Внедрение Перечня мероприятий, разработанных с учетом интересов всех видов водопользования, безусловно, позволит достигнуть целевого состояния бассейна р. Колыма к 2026 году.

Достижение возможно за счет:

строительства и реконструкции систем водоснабжения;

введения дополнительных мощностей очистных сооружений и нормативной очистки промышленных и бытовых стоков в первом и втором пятилетии;

полной, в соответствии с проектной документацией, рекультивацией водных объектов и наземных экосистем в районах горных разработок и др.;

строительства и реконструкции противопаводковых и берегозащитных сооружений;

дноуглубительных и руслоформирующих работ;

восстановления и развития наблюдательной сети за состоянием водных объектов и водохозяйственных систем;

информационному и кадровому обеспечению.

Индикаторами достижения целевых показателей являются: уровень реализации разработанных НДВ на водохозяйственных участках; снижение содержания тяжелых металлов в рыбах водных объектов районов горных разработок до естественного уровня и нормализация санитарно-гигиенических параметров поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого назначения.

Предложенный вариант достижения целевого состояния требует большого финансирования, в объеме более 4481,4 млн. рублей на пятнадцатилетний период, включая финансовые затратына структурные мероприятия (3839,5 млн. руб.), что составляет более 85 % от планируемых затрат на реализацию Схемы. Более 50% всех средств, необходимых для реализации мероприятий Схемы, приходятся на бюджет Республики Саха (Якутия) – это 2500,6 млн. руб, на Магаданскую область приходится около 31 % от всех средств (1399,3 млн. руб.), остальное – на Чукотский АО. Осуществление финансирования всех видов мероприятий возможно из трех источников: из федерального фонда — 1899,3 млн. руб. (42,4% от общей суммы финансирования всех мероприятий Схемы), из фонда субъектов РФ – 888,1 млн.руб. (19,8% от общего размера финансирования всех мероприятий Схемы) и 1694 млн. руб. (37,8% от общей суммы финансирования всех мероприятий Схемы) из муниципальных бюджетов.

Поскольку в данной работе в основном использованы мероприятия из утвержденных программ и главным образом Государственной целевой программы «Чистая вода», и нет альтернативных предложений, рассмотрен один вариант мероприятий.

Рассматривать второй вариант мероприятий без альтернативных предложений от членов Бассейнового совета Анадыро-Колымского бассейнового округа и без корректировки мероприятий, на наш взгляд, оптимальной целевой программы «Чистая вода» не представляется возможным.