Опубликовано: 12.02.2007

Проблемы обеспечения водой и новый Водный кодекс.

В эти дни свой пятилетний  юбилей отмечает Ленское бассейновое водное управление, которое представляет в нашей республике государственную водную службу Российской Федерации. Сохранение и рациональное использование, регулирование водных ресурсов – вот основные функции Ленского БВУ. К юбилею управления можно приурочить еще одно важное событие — совсем недавно был принят новый закон – новый Водный кодекс РФ, которое вступает в силу с 1 января 2007 года.
Наша республика в общем обьеме располагает 1296 водными объектами, 364 гидротехническими сооружениями и водохранилищами. Потенциал пресных водных ресурсов, которыми располагает субъект —  1160 км3/год. И только 0,002 % этого ресурса используется населением и объектами экономики, поэтому имеются все предпосылки развития, как нефтегазовой промышленности, так и гидроэнергетики. Ведь освоение гидропотенциала в республике составляет менее 20%.

Что меняет новый Водный кодекс?
Сегодня по всей России водохозяйственному комплексу уделяется много внимания в связи с выходом нового Водного кодекса РФ. Важным и своевременным является вопрос о том, готовы ли субъекты к практическому внедрению положений закона и как идет работа над необходимыми для его реализации нормативными актами.
В начале об основных новациях Водного кодекса. В этом кодексе речь идет прежде всего о переходе к гражданско – правовым отношениям в области водных ресурсов. Гражданско – правовые отношения подразумевают любые виды собственности на имущество, имущественный комплекс. Воду как природный ресурс, постоянно находящийся в движении по сути нельзя относить к имуществу, но законодатель пошел на такой шаг, вводя тем самым водные отношения в разряд гражданско – правовых. Вводится планирование водохозяйственной и водоохранной деятельности на основе целевых показателей, повышается роль субъектов Российской Федерации в управлении водными ресурсами.
С появлением разных форм собственности, в том числе и частной, безусловно, это новый момент в российском законодательстве, связанный  с водными ресурсами. Но законодатель ограничивает частную собственность на водные ресурсы только двумя видами объектов: первый – это пруд, а второй – обводненный карьер.
Следующий важный момент – это переход от лицензирования прав пользования водными объектами к методам гражданско – правового регулирования, предусматривающим предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования для реализации следующих задач:
— при изъятии водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
— при использовании акватория водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 
— для использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электроэнергии.
В то же время в отдельных случаях предоставление водных объектов в пользование будет по прежнему осуществляться административными, а не гражданско – правовыми методами.
Разрешения будут выдаваться для:
— обеспечения обороны страны и безопасности государства;
— размещения причалов, судоремонтных сооружений, стационарных и плавучих платформ, строительства гидротехнических сооружений, мостов и подводных переходов;
— забора водных ресурсов для орошения земель сельско – хозяйственного назначения и ряда других целей.
Отдельно следует остановиться на роли субъектов федерации в решении вопроса реализации отдельных полномочий.
Органом государственной власти субъектов РФ передаются федеральные полномочия  по представлению в пользование большей части федеральных водных объектов, осуществлению мер по охране таких объектов и реализации в полном объеме мероприятий по предотвращению негативного воздействия  вод и ликвидации его последствий на территории субъектов Российской Федерации. То есть органы исполнительной власти субъектов должны тесно взаимодействовать с бассейновыми водными управлениями для защиты водохозяйственных проектов и заявок на предстоящий год и ближайшую перспективу  имея на руках согласованные проекты, расчеты и обоснования экономической эффективности принятых проектных решений и целевые показатели водохозяйственной и водоохранной деятельности. Без этого доказать необходимость финансовых средств субъектам сегодня невозможно.
Проблемы обеспечения водой
Вода играет ключевую роль в жизни человека, она выполняет важную роль в большинстве экономических процессов, поэтому в управлении водохозяйственными комплексами задействованы более 10 министерств и ведомств. При этом каждое выполняет стоящие перед ним функции, зачастую не координируя работу с другими органами власти. Однако всегда следует учитывать, что базовыми документами для развития водохозяйственного комплекса в стране являются одобренные в 2004 году Правительством « Основные направления развития водохозяйственного комплекса России на период до 2010 года» и План мероприятий по их реализации.
Рассматривая отдельные направления развития водохозяйственного комплекса, сразу возникают вопросы, которые требуют своего разрешения и принятия, соответствующих мер.
Решая задачу обеспечения населения и промышленности необходимым количеством воды, следует отметить, что изъятие воды в целом в начале 21 века стабилизировалось по республике на отметке 201,3 млн. м 3.
По оценке специалистов и согласно статистическим данным  в последнее время возросли потери воды при транспортировке, так если из забираемой воды вычесть объем, поступающий потребителям получится, что по жилищно – коммунальному хозяйству потери достигают 40%. Другой проблемой является завышенное потребление воды отечественной промышленностью. Так, например, в Германии на единицу ВВП тратится менее 1,5 тыс. м3 воды, а у нас этот показатель достигает 4,5 тыс м 3. Причина и следствие сложившийся ситуации в этом вопросе довольно простое – вода, по сути в России является бесплатным ресурсом, который выгоднее потреблять в неограниченном количестве, чем расходовать средства на замену труб и оборудования. Мизерные ставки платежей не стимулируют ресурсосбережение и не подталкивают водопотребителей к экономичному расходованию воды и поддержанию водохозяйстенной инфраструктуры в надлежащем виде. Отдельно следует отметить, что ряд крупнейших потребителей воды – сельское хозяйство, водный транспорт сегодня вообще не платят за использование водных обьектов.
Поэтому для разрешения этих проблем предлагается:
— повысить ставки платы за пользование водными обьектами с 2007 года;
— разработать и внедрить дифференцированную систему взимания этой платы в зависимости от количества и качества воды в каждой территории;
— необходимо включить всех пользователей воды в разряд плательшиков водного налога.
Другой блок проблем связан с качеством воды. К сожалению, следует констатировать, что воду для питья берем из рек и озер, куда сбрасываются и поступают вместе с ливнестоками неочищенные сточные воды. Ежегодно водопотребителями республики в наши водоемы сбрасывается 173,4 млн.м 3  сточных вод, из них только 4% (!) соответствует должной степени очистки. Общий объем загрязняющих веществ ежегодно поступающих от республики в водные объекты составляет свыше 31,6 тысяч тонн. Главными загрязнителями питьевых водных объектов продолжают оставаться города с их жилищно-коммунальными хозяйствами. Сегодня 99% городских сточных вод поступают в реки загрязненными, недостаточно очищенными. Принимаемые меры по строительству канализационных очистных сооружений носят эпизодический характер.
Одна из главных причин заключается в том, что уровень платежей за сброс неочищенных сточных вод не покрывает даже десятой части расходов необходимой на восстановление нормативного качества воды и не создает стимула для реконструкции и строительства очистных сооружений.
Следует также отметить, что сама система экологического контроля над сбросами, за воздействием на водные объекты, за качеством водных ресурсов практически разрушена. Как минимум 5 органов государственной власти следят за чистотой водного объекта, каждая из этих структур действует практически автономно, однако надо признать, что качество воды в водных объектах в большинстве своем стабилизировалось только из – за спада производства, а не в результате активной деятельности органов государственной власти.
Поэтому специалисты водного хозяйства предлагают:
-закрепить решение вопросов управления качеством водных ресурсов (нормированием, мониторингом, администрированием платежей за сброс загрязнений) за единым органом государственной власти для того, чтобы комплексно рассматривать и решать вопросы влияния хозяйственной деятельности на водный объект;
— предстоит переломить и добиться, наконец, ситуации, при которой водопользователям будет выгоднее реконструировать, строить очистные сооружения, чем платить штрафы за сброс загрязненных сточных вод. Для этого, безусловно, потребуется увеличивать размер платежей. И, наконец, необходимо утвердить развернутую программу по реконструкции и строительству объектов и систем очистки сточных вод ЖКХ с тем, чтобы довести сброс сточных вод до состояния нормативно очищенных.
Об этих и о многих других проблемах касающихся водохозяйственного комплекса в последнее время ведется деловой разговор в соответствующих заинтересованных министерствах, ведомствах, правительстве, принимаются соответствующие решения. Ведь с 1 января 2007 года в силу вступит новый Водный кодекс Российской Федерации.

Руководитель Ленского бассейнового водного управления
Федерального  агентства водных ресурсов
В.И.Агеев  
«Ил Тумэн» 01.12.06