Опубликовано: 12.02.2007

Что  нам сулит Новый водный кодекс?

С 1 января 2007 года вводится в действие Водный кодекс РФ в новой редакции.  В связи с этим, с нового года могут существенно вырасти цены на воду – и не только для промышленных потребителей, но и для обычных граждан. А вместе с водой повысятся и цены на тарифы: на свет, на тепло, на транспорт и на товары. Основной причиной, вызвавшими необходимость разработки и принятия нового кодекса  является то, что старым кодексом не в полной мере урегулированы водные отношения и недостаточно развиты основные нормы   Конституции РФ, положения Гражданского кодекса и а также принципиальное положения международного водного законодательства.

    Новый водный кодекс по основным позициям в корне отличается от действующего водного кодекса.
    Так в водные отношения новым кодексом будут введены следующие новшества:
1. Если по старому водному кодексу право пользование водными объектами предоставлялось на основании лицензии на водопользования, то по новому кодексу водные отношения будут урегулированы на основании договоров по Гражданскому кодексу.
2. Кодекс закрепляет бассейновый принцип управления водным хозяйством России. Для этих целей территория Российской Федерации разделена на двадцать бассейновых округов.
3.  Если пресловутый Федеральный закон № 122-ФЗ («Супер закон») практически отстранил субъекты от участия в водные отношения, то в соответствии новому кодексу Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской власти отдельные полномочия Российской Федерации:
— предоставление в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
— осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ; 
— осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации
       Эти изменения повысят роль органов государственной власти  субъектов федерации в системе управлении водной отраслью.
4. Новый водный кодекс предусматривает   ряд  норм и смягчило некоторые свои требования, направленные в защиту прав водопользователей от административного произвола, так:
— приостановление водопользования может осуществляться только на основании решения суда;
— снижен размер водоохранных зон, если нормы  действующего водного законодательства   предусматривают максимальные размеры водоохранных зон до 500 метров, то новый кодекс предусматривает максимальный размер водоохранных зон до 200 метров.   
5. Большинство норм нового Водного кодекса имеют прямое действие.
6. Водный налог будет заменен платой по договору. Предельный размер платы по водным объектам, находящимся в федеральной собственности, определяет правительство РФ.  Как сказал в своем интервью в Российской газете руководитель Федерального агентства водных ресурсов Хамитов Рустэм Закиевич платежи за пользование водой по договорам вырастут в 2007 г.в среднем на 20 процентов, при этом плата за питьевую воду – не более чем на 0,5 процента.

    В связи с коренным изменением водного законодательства Российской Федерации  Министерство природных ресурсов готовит  пакет документов по совершенствованию организации управления водохозяйственным комплексом, который должен быть представлен в Правительство Российской Федерации до 15 декабря 2006 года.
    Наиболее важными из представляемых на рассмотрение Правительство РФ вопросов являются:
— проведение своевременных организационных мер по обеспечению реализации с 1 января 2007 года полномочий Российской Федерации в области водных отношений, осуществление которых передаются  субъектам Российской Федерации;
— совершенствование экономических механизмов регулирования и стимулирования рационального водопользования, имея в виду установление дифференцированных ставок платы за пользование водными объектами с учетом качества, дефицитности водных ресурсов и целей использования водных объектов;
— предложения по концентрации функций федеральных органов исполнительной власти по управлению в сфере водного хозяйства в одном федеральном органе исполнительной власти с учетом имеющегося опыта организации управления в этой сфере;
— вопрос возложения полномочий по осуществлению государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, независимо от их отраслевого назначения, на один орган федерального надзора.

«Раз в год цена на воду повышается в пределах инфляционного роста и в тех же пределах и ежегодно эта услуга, как и весь жилищно-коммунальный пакет дотируется государством. То есть население, как и промышленность, остро это не почувствует, » — так  обещал руководитель Росводресурсов Рустэм Хамитов в своем недавнем интервью. А что касается нас, по информации ЯСИА жители города Якутска с нового года после принятия Нового водного кодекса будут  платить на 13%  больше за воду и тепло. Это на 2-7% меньше чем по всей России, ведь глава Минприроды РФ Юрий Трутнев заявил о повышении тарифов на забор воды из водоемов в 2007 году на 15-20%.

Пресс-служба Ленского БВУ Росводресурсов
«Ил Тумэн» 17.11.06