Опубликовано: 11.05.2014

ПАМЯТКА

для гражданских служащих кадровых служб Федерального агентства водных ресурсов (территориальных органов), занимающихся вопросами привлечения федеральных государственных гражданских служащих к противодействию коррупции.

I. Организация антикоррупционной деятельности в Федеральном агентстве водных ресурсов.

С 2008 года в Российской Федерации проводится планомерная работа по формированию нормативной базы по профилактике и противодействию коррупции, отвечающей новейшим научным разработкам и современным международным требованиям прозрачности государственного управления. Для федеральных государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие) установлены четкие ограничения и запреты, определена ответственность за их нарушение. Наряду с этим выработан достаточный комплекс инструментов, обеспечивающих контроль за соблюдением антикоррупционных мер.

Теперь перед Росводресурсами, (их территориальными органами) стоит задача эффективно использовать данные положения законодательства на практике. При этом весь массив норм антикоррупционного законодательства необходимо адаптировать таким образом, чтобы он функционировал в каждом конкретном случае с учетом специфики реализуемых функций. Для этого должны быть использованы как правовые инструменты, напрямую вытекающие из федерального законодательства, так и любые организационные меры, объем которых не ограничен. Во многом возможность выбора организационного механизма возложена на правоприменителя и может различаться.

Для стимулирования активности в данной деятельности в Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297 (далее — Национальный план противодействия коррупции), пристальное внимание уделяется работе, которая должна проводиться на федеральном уровне непосредственно в органах государственной власти в целях недопущения коррупционных правонарушений или проявлений коррупционной направленности. Реализацию мероприятий, направленных на противодействие коррупции, необходимо осуществлять систематически на плановой основе.

В целях обеспечения единого подхода к организации антикоррупционной деятельности в федеральных органах исполнительной власти на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы 15 июня 2012 г. одобрен Типовой план противодействия коррупции федерального органа исполнительной власти. На его основе принят План противодействия коррупции Федерального агентства водных ресурсов утвержденный приказом Росводресурсов № 119 от 27.06.2012. Данный документ содержит комплекс мероприятий, которые прямо предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и поручениями.

Деятельность всех федеральных государственных органов, включая Росводресурсы, планируется с учетом положений Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, и Национального плана противодействия коррупции.

По итогам анализа информации о работе федеральных органов исполнительной власти по противодействию коррупции, включающей деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий и подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений выявляются проблемы, связанные зачастую с неинициативным подходом к планированию и организации данной деятельности.

Практика показывает, что лишь небольшая часть территориальных органов, кадровой службы центрального аппарата Росводресурсов, занимаются самостоятельным методическим сопровождением антикоррупционной деятельности по вопросам, напрямую не предусмотренным вышеуказанными программными документами.

В целях повышения эффективности организации и методической поддержки деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо привлечение гражданских служащих к противодействию коррупции.

II. Описание мер, направленных на привлечение гражданских служащих Росводресурсов к противодействию коррупции.

Мероприятия по привлечению гражданских служащих к противодействию коррупции предлагается осуществлять по следующим направлениям:

— привлечение гражданских служащих к участию в обсуждении и разработке нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции;

— активизация участия гражданских служащих в работе структурных подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений и комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссии), осуществляющих функции по противодействию коррупции;

— стимулирование гражданских служащих к предоставлению информации о замеченных ими случаях коррупционных правонарушений, нарушениях требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов;

— просвещение гражданских служащих по вопросам антикоррупционной тематики и методическое обеспечение их профессиональной служебной деятельности.

1. Привлечение гражданских служащих к участию в обсуждении и разработке нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции

На начальном этапе разработки акта Росводресурсов по вопросу противодействия коррупции сотрудниками подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, должностными лицами кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее — подразделение), обеспечиваетя информирование гражданских служащих о возможности участия в его подготовке. Для обсуждения полученных замечаний и предложений гражданских служащих по проекту нормативного правового акта предполагается проведение встреч, заседаний соответствующих комиссий, с участием представителей структурных подразделений Росводресурсов, территориальных органов.

В ходе указанных мероприятий обсуждаются возможные подходы к формулированию соответствующих норм и те трудности, которые могут возникнуть при их реализации на практике.

При подготовке актов проводится обсуждение не только проектов актов, которые разрабатываются Росводресурсами самостоятельно, но и тех, которые разрабатываются на основе типовых нормативных правовых актов и методических рекомендаций.

Запланировано не реже одного раза в год проводить обсуждения практики применения антикоррупционного законодательства с гражданскими служащими. В ходе такого обсуждения речь должна идти о трудностях, с которыми сталкиваются на практике при реализации тех или иных мер противодействия коррупции (представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; определение наличия личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и т.д.).

Полученные по итогам направленных запросов разъяснения доводятся до сведения гражданских служащих, а также размещаются в подразделе официального сайта Росводресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посвященном вопросам противодействия коррупции.

Подразделения кадровых служб уведомляют гражданских служащих о возможности принять участие в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов по антикоррупционной тематике с использованием механизмов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

2. Активизация участия гражданских служащих в работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий, а также структурных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений

В соответствии с пунктом 8 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821, в состав комиссии входят, в том числе, государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений Росводресурсов, определяемые его руководителем.

В этой связи представляется целесообразным активно использовать данную возможность и последовательно привлекать к участию в работе комиссии гражданских служащих от структурных подразделений Росводресурсов.

При этом планируется осуществлять регулярную ротацию, в рамках которой представитель структурного подразделения (за исключением подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения) входит в состав комиссии в течение одного года, после чего его место занимает представитель другого структурного подразделения.

Гражданские служащие информируются о дате предстоящего заседания комиссии и планируемых к рассмотрению на нем вопросах, а также способах направления в комиссию информации по данным вопросам.

В рамках установленных полномочий подразделений кадровых служб предполагается рассмотреть вопрос об организации в Росводресурсах мероприятий, способствующих привлечению гражданских служащих к участию:

— в создаваемых инициативных группах, занимающихся формированием нетерпимого отношения к коррупции;

— в программах наставничества над лицами, впервые поступающими на государственную службу;

— в подготовке типовых ситуаций конфликта интересов и иных методических материалов по профилактике коррупции;

— в социологических опросах, направленных на оценку восприятия антикоррупционных мер и их эффективности;

— в других мероприятиях такого рода.

3. Стимулирование гражданских служащих к предоставлению информации об известных им случаях коррупционных правонарушений, нарушениях требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов.

Стимулирование к сообщению представителю нанимателя информации о фактах коррупции, нарушениях требований к служебному поведению в первую очередь необходимо обеспечить посредством информирования гражданских служащих о существующих механизмах представления уведомления и его защиты, в том числе:

закрепить в локальном акте, устанавливающем порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к гражданским служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, механизмы защиты заявителей, в том числе предусмотренные пунктами 6 и 12 Методических рекомендаций о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений;

разъяснять порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к гражданским служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, уделяя особое внимание предусмотренным механизмам защиты заявителей;

довести до сведения гражданских служащих, что они имеют возможность уведомлять представителя нанимателя (работодателя) обо всех ставших им известными фактах совершения коррупционных правонарушений вне зависимости от того, обращался ли к ним кто-то лично.

Также действенной мерой станет одновременное закрепление в локальном акте, устанавливающем порядок и виды поощрения и награждения, специального вида поощрения лицу, способствующему раскрытию правонарушения коррупционной направленности (благодарственное письмо, внесение в книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства и др.).

4. Просвещение гражданских служащих по антикоррупционной тематике и методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

Необходимо разработать памятки по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство гражданских служащих и предполагающих взаимодействие гражданских служащих с руководством Росводресурсов, территориального органа. К числу таких вопросов относятся, в частности:

— уголовная ответственность за дачу и получение взятки;

— получение подарков;

— урегулирование конфликта интересов;

— выполнение иной оплачиваемой работы;

— информирование о замеченных фактах коррупции и т.д.

Представляется целесообразным сформулировать памятки на основе типовых жизненных ситуаций. Памятки должны быть краткими, написанными доступным языком без использования сложных юридических терминов. Также в памятки необходимо включить сведения для правильной оценки соответствующей жизненной ситуации (например, разъяснять, что понимается под взяткой), порядок действий в данной ситуации, ссылки на соответствующие положения нормативных правовых актов.

Размещать памятки рекомендуется в подразделе официального сайта Росводресурсов, территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посвященном вопросам противодействия коррупции в общедоступном формате (например, PDF). Распространять памятки следует как в электронной, так и в печатной форме.

Чтобы способствовать самостоятельному изучению гражданами, претендующими на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, основ антикоррупционного законодательства, рекомендуется организовывать в рамках проведения конкурсных процедур анкетирование, тестирование или иные методы оценки знания положений соответствующих нормативных правовых актов.

Кроме того, представляется целесообразной организация различных видов учебных семинаров (бесед, лекций, практических занятий) по вопросам противодействия коррупции.

Так, в частности, рекомендуется к проведению обязательный вводный семинар для граждан, впервые поступивших на государственную (муниципальную) службу. В ходе семинара необходимо разъяснить основные обязанности, запреты, ограничения, требования к служебному поведению, налагаемые на государственного (муниципального) служащего в целях противодействия коррупции, а также предоставить ему пакет соответствующих методических материалов и контактную информацию должностного лица или подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Вводный семинар рекомендуется провести в течение 30 календарных дней с момента поступления гражданина на должность государственной (муниципальной) службы.

Регулярные семинары (не реже одного раза в год) проводятся по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство гражданских служащих и предполагающих взаимодействие с руководством Росводресурсов, территориальных органов. В ходе семинара важно уделить особое внимание порядку действий, которому гражданских служащих должны следовать для соблюдения положений законодательства, в том числе соответствующим административным процедурам, установленным нормативными правовыми актами, а также типичным вопросам, которые возникают в ходе исполнения антикоррупционного законодательства, детальному разбору отдельных наиболее сложных положений нормативных правовых актов и т.д. Регулярный семинар рекомендуется проводить не реже одного раза в год. Данное мероприятие может проводиться подразделениями как самостоятельно, так и с привлечением экспертов из научных организаций, образовательных учреждений. При этом ежегодный мониторинг уровня знаний антикоррупционного законодательства посредством анонимного опроса государственных (муниципальных) служащих позволит сформировать тематику и программы регулярных семинаров, а также покажет эффективность проводимых мероприятий.

Специальные семинары проводятся в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции, затрагивающих государственных (муниципальных) служащих. Основной целью такого семинара является ознакомление государственных (муниципальных) служащих с новыми правовыми нормами и подходам к их применению.

Также необходимо проводить беседу с гражданскими служащими, увольняющимися с государственной (муниципальной) службы, чьи должности входили в перечень, установленный Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции". В ходе беседы гражданскому служащему следует разъяснить ограничения, связанные с его последующим трудоустройством, а также предоставить ему соответствующие методические материалы и контактную информацию подразделения.

Одним из дополнительных инструментов реализации отдельных мероприятий, предусмотренных настоящим комплексом мер, может стать внутренний интернет-портал органа Росводресурсов, территориальных органов, который возможно использовать для обеспечения обсуждения государственными (муниципальными) служащими проектов ведомственных нормативных правовых актов.

Кроме того, на внутреннем интернет-портале возможно проведение консультаций с гражданскими служащими по вопросам выполнения и реализации требований антикоррупционного законодательства с помощью различных процедур: в режиме он-лайн по выделенному специальному адресу электронной почты, в режиме "вопрос-ответ" посредством размещения ответов на актуальные и часто задаваемые вопросы, в виде проведения он-лайн конференции с участием всех заинтересованных гражданских служащих. Также представляется целесообразным размещать на внутреннем интернет-портале разработанные ведомством формы (заявления), заполняемые гражданскими служащими в случаях, предусмотренных антикоррупционным законодательством, методические рекомендации, памятки и разъяснения по вопросам антикоррупционной тематики.

III. Перечень мер, направленных на привлечение гражданских служащих к противодействию коррупции

I. Привлечение гражданских служащих к участию в обсуждении и разработке нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции.

1.

Информирование гражданских служащих о возможности участия в подготовке проектов актов по вопросам противодействия коррупции и проведение, при необходимости, рабочих встреч (серии встреч), заседаний коллегий, соответствующих комиссий, с участием представителей структурных подразделений Росводресурсов, территориальных органов в целях организации обсуждения полученных предложений гражданских служащих по проектам актов.

2.

Проведение не реже одного раза в год обсуждений практики применения антикоррупционного законодательства с гражданскими служащими Росводресурсов, территориальных органов.

3.

Уведомление гражданских служащих Росводресурсов, территориальных органов о возможности принять участие в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов
по антикоррупционной тематике с использованием механизмов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

II. Активизация участия государственных и муниципальных служащих в работе структурных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий.

1.

Привлечение к участию в работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов гражданских служащих, представителей структурных подразделений Росводресурсов, территориальных органов.

2.

Организация регулярной ротации, в рамках которой представитель
структурного подразделения (за исключением подразделения по
вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения) входит в состав комиссии в течение одного года, после чего его место занимает представитель другого структурного подразделения.

3.

Информирование гражданских служащих о дате предстоящего
заседания комиссии и планируемых к рассмотрению на нем
вопросах, а также способах направления в комиссию информации по данным вопросам.

III. Стимулирование гражданских служащих к предоставлению информации об известных им случаях коррупционных правонарушений, нарушений требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов.

1.

Закрепление в локальном акте, устанавливающем порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к гражданским служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, механизмы защиты заявителей, в том числе предусмотренные пунктами 6 и 12 Методических рекомендаций о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений.

2.

Разъяснение порядка уведомления представителя нанимателя
(работодателя) об обращении к гражданским служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений,
уделяя особое внимание предусмотренным механизмам защиты
заявителей.

3.

Доведение до сведения гражданских служащих, что они не только должны уведомлять представителя нанимателя (работодателя)
об обращении к ним в целях склонения к совершению коррупци-
онных правонарушений, но также могут предоставлять информацию обо всех ставших им известными фактах совершения
коррупционных правонарушений вне зависимости от того, обращался ли к ним кто-то лично.