Тезисы докладов
Опубликовано: 01.01.1970
Тезисы докладов к заседанию бассейнового совета
Ленского бассейнового округа 22 июня 2012 года.
Андросов Иннокентий Михайлович,
и.о. руководителя Ленского БВУ Росводресурсов: «О перечне водохозяйственных и водоохранных мероприятий, рекомендуемых для включения в бюджетные проектировки Федерального агентства водных ресурсов на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг. по Ленскому бассейновому округу».
В 2011 году по Ленскому бассейновому округу в бассейнах рек Лена, Яна, Анабар, Оленек, Индигирка, Алазея на территории Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Республики Бурятия, Красноярского края, Амурской области, финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий осуществлялись из различных источников финансирования. Освоены финансовые средства из федерального бюджета Российской Федерации через Федеральное агентство водных ресурсов и бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме 215,4 млн. рублей, в том числе на капитальное строительство 107,422 млн. рублей, на капитальный ремонт ГТС – 27,026 млн. рублей, на реализацию водохозяйственных мероприятий по переданным полномочиям в области водных отношений – 39,236 млн. рублей, по основной деятельности Ленского БВУ – 9,2 млн. рублей, на информационные мероприятия – 32,53 млн. рублей.
В 2012 году планируется освоить всего 114,1 млн. рублей. Уменьшение планируемых финансовых средств по сравнению с 2011 годом произошло из-за недостаточной подготовки материалов планируемых мероприятий и строек по проектировкам к защите перед главным распорядителем федеральных средств Федеральным агентством водных ресурсов.
С 2012 года финансирование из средств федерального бюджета объектов капитального характера и текущих водохозяйственных мероприятий осуществляется в рамках ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию Программы будет осуществляться через механизм софинансирования региональных целевых программ из средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, аналогичных мероприятиям ФЦП.
Софинансирование строительства, реконструкции прочих сооружений инженерной защиты, берегоукрепления, реконструкции гидротехнических сооружений противопаводкового назначения осуществляется в рамках региональных целевых программ.
С 2012 года перечни строек и объектов должны составляться в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также на ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 — 2020 годах».
Субсидии предоставляются по следующим направлениям региональных программ, соответствующих целям и задачам федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 — 2020 годах»:
а) ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации и повышение рациональности использования водных ресурсов, в частности:
строительство новых водохранилищ и реконструкция гидроузлов действующих водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения водоотдачи в районах, испытывающих дефицит водных ресурсов (в том числе водохранилища сезонного и многолетнего регулирования стока);
строительство и реконструкция магистральных каналов и трактов водоподачи;
б) восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, предотвращение истощения водных объектов, ликвидация их засорения и загрязнения;
в) защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, в частности:
строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений;
капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений.
В Республике Саха (Якутия) с разработкой и утверждением на государственном уровне республиканской программы «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» появилась перспектива финансирования из средств федерального бюджета. Перечень данной программы сформирован в соответствии с целями и задачами федеральной программы.
В период с 2012 года по 2016 год программой предусмотрено строительство следующих объектов:
Берегоукрепительные работы на р. Вилюй в районе с.Верхневилюйск, Республика Саха (Якутия);
Строительство противопаводковой защитной дамбы г. Верхоянска, 1-ая очередь. Инженерная защита города от фронтального затопления, Республика Саха (Якутия);
Защитная дамба от затопления с. Едейцы Намского улуса, Республика Саха (Якутия).
Но по капитальному строительству имеется только один проект, отвечающий требованиям правил на получение субсидии – это «Берегоукрепительные работы на р. Вилюй в районе с.Верхневилюйск, Республика Саха (Якутия)». В настоящее время заявка на получение субсидии направлена в Федеральное агентство водных ресурсов.
По капитальному ремонту гидротехнических сооружений на территории Республики Саха (Якутия) на 2012 год Программой предусмотрено субсидия в размере 32,03 млн. рублей. Из средств субсидий ведется капитальный ремонт инженерной защиты г.Вилюйска. В 2013 году на завершение капитального ремонта инженерной защиты г. Вилюйска требуется только 15,183 млн. рублей. В связи с этим необходимо наличие проектно-сметной документации по новым объектам капитального ремонта для подготовки к проектировкам Федерального агентства водных ресурсов на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
На территории Иркутской области подтоплению подвергается около 70 населенных пунктов, в том числе города Киренск, Усть_Кут (бассейн р. Лена). Ранее строительство берегозащитных сооружений предусматривалось на территории Иркутской области по Областной программе. В 2011 и 2012 годах водохозяйственные и водоохранные мероприятия капитального характера по бассейну р. Лена на территории Иркутской области не велись.
Республика Бурятия (бассейн р. Лена). Мероприятия по реализации водохозяйственных и водоохранных проблем бассейна р. Лена на территории Республики Бурятия в 2011-2012 годах не проводились и не планируются. Хотя вопрос берегоукрепительных работ р. Муя в районе старого п. Таксимо, дамбы обвалования для защиты от затопления п. Усть-Муя до сих пор стоит. Но из-за дефицита финансовых средств данные работы не выполнялись.
Забайкальский край (бассейн р. Лена). На территории Забайкальского края действует ряд долгосрочных областных целевых программ, принятых в соответствии с действующим законодательством по использованию, охране водных объектов и защите от наводнений.
Для реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий по бассейну р. Лена на территории Забайкальского края на 2014-2015 годы запланировано строительство защитных гидротехнических сооружений от негативного воздействия паводковых вод реки Чара в с. Чара.
Для подготовки к проектировкам Федерального агентства водных ресурсов на 2013 год и на плановый период до 2015 года в первую очередь необходимо сформировать перечень объектов и строек, соответствующий требованиям правил получения субсидий.
По мероприятиям, осуществляемым за счет субвенций, полный пакет документов должен быть сформирован своевременно, а не в последний момент – перед защитой.
Слободчиков Гаврил Егорович,
руководитель Департамента о водным отношениям Республики Саха (Якутия): «О перечне мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2012 году по Республике Саха (Якутия)»
Объем субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2012 году составляет 43 845,9 тыс. рублей, также 4682,22 тыс. рублей за счет неиспользованных остатков субвенций 2011 года, в т.ч:
На мероприятия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ, в пользование на основании договоров водопользования, а так же решений о представлении водных объектов в пользование предусмотрено 1 423,35 тыс.рублей. За 2 квартал оформлено 50 договоров и решений на предоставление прав водопользования.
На разработку пяти проектов по определению водоохранных зон и прибрежной защитной полосы, закрепление на местности границ водоохраной зоны прибрежной полосы по восьми проектам, разработанным в 2011 году, направлено 3343,75 тыс.рублей. По итогам торгов заключено 12 государственных контрактов на общую сумму 3343,75 тыс. рублей.
По итогам разработки проектов будут определены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос общей протяженностью 125,56 км, при этом целевой прогнозный показатель «Доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие)» достигнет 22 %.
На закрепление на местности границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы рек всего предусмотрено 3266,98 тыс. рублей. В настоящее время проводится процедура размещения.
В 2012 г. при закреплении на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на восьми объектах общей протяженностью 203,3 км., показатель «Доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон» составит 40,78 % из определенных в 2012 году границ, протяженностью 498,56 км.
На продолжение разработки проектов по расчистке озер г.Якутска направлено 2950,00 тыс.рублей, в настоящее время проекты находятся на государственной экспертизе.
Непосредственно на расчистку озер в г.Якутске предусмотрено 20406,2 тыс.рублей. Работы будут проводиться после экспертизы и утверждения проектов.
На осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ предусмотрено всего 12455,6 тыс.руб.
Из них на ослабление прочности льда 4 961,19 тыс.руб. на проведение противопаводковых предупредительных работ по ослаблению прочности льда. По итогам торгов было заключено 9 госконтрактов на общую сумму 4080,3 тыс. рублей. Работы по ослаблению прочности льда выполнены в полном объеме. При этом защищено население, численностью 16,069 тыс. чел.
На расчистку русла рек всего предусмотрено 7494,4 тыс.рублей, в т.ч. по расчистке русла р.Ачаллаан в р-не с.Хонуу Момского улуса заключен госконтракт от 15.05.2012 г. на сумму 6305,25 тыс. рублей, по расчистке и дноуглубление русла р. Толоон и р. Сордонноох в р-не с. Тымпы и с. Чай Вилюйского улуса – 1189,2 тыс. рублей. На этом объекте также будут проводиться работы за счет неиспользованных остатков субвенций 2011 года в объеме 4682,22 тыс. рублей.
В 2012 году, по итогам расчистки русла рек, общей протяженностью 18,81 км, будет достигнут показатель "Доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности" – 51,92 %.
Лепчиков Дмитрий Николаевич,
директор ГУ «Исполнительная дирекция по ликвидации последствий паводков и восстановительных работ в Республике Саха (Якутия): «О планируемых объектах капитального строительства, заявляемых Республикой Саха (Якутия) к софинансированию за счет средств федерального бюджета на 2012 г. и на плановый период 2014 – 2015 года».
Катастрофические наводнения в бассейнах рек Лены, Колымы, Алдана и Амги и малых реках Республики Саха (Якутия), происходят с большой частотой.
Общая сумма ущерба в Республике Саха (Якутия) от весенне-летних паводков за период с 2001 по 2010 годы составила 10 млрд. 582 млн. рублей.
В рамках ликвидации последствий весеннего 2001 года в Республике Саха (Якутия) началось строительство противопаводковых защитных сооружений в городах Ленск, Олекминск, Якутск, в последствии велось строительство п.Зырянка (р.Колыма), (п.Кюпцы (р.Алдан), п.Амга (р.Амга), п.Чымнай (р.Амга)), всего за счет средств федерального бюджета и бюджета республики на эти цели направлено более 3.488,7 млд.рублей (в том числе РФ 2,5 млд.р, РС(Я) 797,1 млн.р).
Сегодня благодаря пониманию и поддержке Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти построенные гидротехнические защитные сооружения в городах Ленска, Олекминска, Якутска, (п.Зырянка, п.Кюпцы, п.Амга, п.Чымнай, п.Ытык-Кюель) в период прохождения весеннего паводка выполнили требуемые функции и защитили эти населенные пункты, что свидетельствует об их эффективности. В совокупности, предотвращен ущерб более 10-15 млрд. рублей. От паводковых вод надежно защищено населенные пункты с общим населением более 300,0 тыс. человек.
Противопаводковая защитная дамба г.Ленск
Протяженность защитного сооружения — 19,17 км
Отметка гребня дамбы- 170,50 мБС
Водопропускные сооружения 21 шт.
Противопаводковая защитная дамба г.Олекминска
Протяженность защитного сооружения – 7,05 км
Отметка гребня дамбы- 136,5 мБС
Водопропускные сооружения 21 шт.
Противопаводковая защитная дамба г.Якутска
Протяженность защитного сооружения — 18,5 км
Отметка гребня дамбы- 95,57 мБС
Водопропускные сооружения 6 шт.
Учитывая сложившуюся в последние годы тенденцию негативного воздействия вод в паводковые периоды, и понимая, что ввод в эксплуатацию завершенных строительством сооружений существенно не снижает риск негативного воздействия паводковых вод на экономику республики, требуется принятие дополнительных мер.
Правительством Республики Саха (Якутия) в федеральных органах исполнительной власти прорабатывается вопрос строительства 15 новых защитных сооружений.
В 2011 году во исполнение протокольного поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Шувалова Игорь Ивановича № ИШ-П9-1191 от 25.02.2011г., по итогам протокольных поручений совещания в Министерстве регионального развития Российской Федерации по вопросу подготовки предложений по выделению бюджетных ассигнований из федерального бюджета в 2012 год и плановый 2013-2014 годы №19-ФЦП/ЕП от 31.03.2011г., поручения Председателя Правительства Российской Федерации №ВП-П9-18пр от 05.04.2011г.,
В федеральное агентство водных ресурсов представлены обосновывающие материалы строительства 7–ми новых объектов инженерной защиты населенных пунктов до 2014 года. Общая требуемая сумма финансирования 2 618,52 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 2 296,85 млн. рублей, за счет средств республиканского бюджета в размере 321,67 млн. рублей:
— Защитная дамба от затопления с. Едейцы Намского улуса;
— Противопаводковая защита г.Среднеколымска Среднеколымского улуса;
— Строительство противопаводковой защитной дамбы г. Верхоянска, 1-ая очередь;
— Берегоукрепительные работы на р. Вилюй в районе с.Верхневилюйск Верхневилюйского улуса;
— Противопаводковая защитная дамба с.Чурапча Чурапчинского улуса;
— Берегозащитные укрепления пос.Усть-Янск Усть-Янского улуса;
— Комплекс берегозащитных сооружений на реке Лена у п.Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса.
Представленные материалы (рабочие проекты) направлены на решение вопросов предупреждения негативного воздействия вод и минимизации ущерба наносимых весенними паводками.
Исходя из параметров (прогнозируемого) бюджета Республики Саха (Якутия) 2012-2014 годы Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) рекомендовано представить бюджетные заявки только по 4-м объектам:
— Берегоукрепительные работы на р. Вилюй в районе с.Верхневилюйск Верхневилюйского улуса;
— Противопаводковая защита г.Среднеколымска Среднеколымского улуса;
— Строительство противопаводковой защитной дамбы г. Верхоянска, 1-ая очередь;
— Защитная дамба от затопления с. Едейцы Намского улуса;
Общий объем финансирования 2012-2016 годы 1 321 856,20 млн.рублей, в том числе ФБ- 1 168 311,85 млн.рублей; РС(Я)- 153 544,35 млн.рублей.
Учитывая выше изложенное и принимая во внимание выданные предложения и замечания экспертов Федерального агентства водных ресурсов отраженных в заключении от 25 мая 2011 года №МС-02-25/2439, представляются к софинансированию на 2012-2014 годы два объекта капитального строительства и рекомендованы к реализации с учетом выданных замечаний и предложений Федерального агентства водных ресурсов:
— Берегоукрепительные работы на р. Вилюй в районе с.Верхневилюйск Верхневилюйского улуса;
Проектная документация разработана по заданию ИД проектным институтом «Нордпроект», имеется положительное заключение госэкспертизы от 26.04.2012 №14—1-5-0088-08-К, целью проекта является защита от негативного воздействия вод р.Вилюй, предотвращение обрушения береговой линии с.Верхневилюйск с населением 6,55 тыс.чел. Основными мероприятиями проекта для достижения цели являются строительство 18 полузапруд (в т.ч первая полузапруда расположена под углом 45 град, к направлению потока, остальные 14 полузапруд весеннего регулирования и 3 короткие полузапруды меженного регулирования расположены ортогонально к берегу). Полузапруды должны предохранять берег при различных уровнях воды и представляют собой единый берегозащитный комплекс. Сметная стоимость проекта в ценах 2001 года 58,49 млн.рублей (в ценах 2011 года 555,15млн.руб)
— Противопаводковая защита г.Среднеколымска Среднеколымского улуса, 1,2 очередь;
Проектная документация разработана по заданию ИД проектным институтом «ЯкутТИСИЗ», проект проходит экспертизу в Хабаровском филиале ФАУ «Главгосэкспертиза России». Целью проекта является защита от негативного воздействия вод, предотвращение затопления паводковыми водами населенного пункта численностью 3,59 тыс.чел. Основной задачей достижения цели является строительство дамбы для защиты г.Среднеколымска от затопления паводковыми водами и берегоукрепительные работы на реке Анкудинка.
Протяженность дамбы 6,7 км, отметка гребня дамбы принята 20,5 м.Бс, исходя из расчетного уровня 3% обеспеченности р.Колыма 19,90м.Бс. Сметная стоимость проекта в ценах 2001 года 82 467,386 тыс.рублей (в ценах 2011 года 108,34 млн.руб)
При этом начиная с 2016 года планируется представить бюджетные заявки на финансирование 5-ти объектов капитального строительства, имеющие разработанные рабочие проекты, положительные заключения госэкспертизы, :
— Строительство противопаводковой защитной дамбы г. Верхоянска, 1-ая очередь;
— Защитная дамба от затопления с. Едейцы Намского улуса;
— Противопаводковая защитная дамба с.Чурапча Чурапчинского улуса;
— Берегозащитные укрепления пос.Усть-Янск Усть-Янского улуса;
— Комплекс берегозащитных сооружений на реке Лена у п.Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса.
Необходимо отметить, что несмотря на принимаемые Правительством Республики Саха (Якутия) меры по защите населенных пунктов Республики Саха (Якутия) от наводнений, ущерб от весеннего паводков 2010-2012 годов экономике республике составил: 2010 год — 1 061 756 млн.рублей; 2011 год — 201 780 млн.рублей; 2012 год – предварительный ущерб 499 млн. рублей.
Басалаева Наталья Ивановна,
и.о. заместителя руководителя — начальник Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления: «О перечне водохозяйственных и водоохранных мероприятий, рекомендуемых для включения в бюджетные проектировки Федерального агентства водных ресурсов на 2013 год и плановый период 2014 – 2015 годов по Иркутской области в пределах Ленского бассейнового округа».
Часть территории Иркутской области входит в состав Ленского бассейнового округа. На данной территории основным водотоком является река Лена, протяженность которой в пределах Иркутской области составляет 1670 км.
В Иркутской области паводкоопасными являются территории восьми районов: Тайшетского, Жигаловского, Качугского, Казачинско-Ленского, Усть-Кутского, Киренского, Катанского, Чунского, пять районов из перечисленных расположены в бассейне р. Лена.
Особую опасность представляют наводнения ранней весной в период ледохода или глубокой осенью при установлении ледостава, когда вследствие загромождения русла льдом или шугой, уровень воды может резко подняться на несколько метров в течение короткого времени.
На территории Иркутской области, в Ленском бассейне наводнения заторного характера часто происходят в населенных пунктах: г.Киренск, п.Жигалово, с.Подымахино, с. Орлинга, с.Марково, с.Змеиново, д.Дарьино, п.Визирный, г.Усть-Кут и др. (всего 63 населенных пункта).
На сегодняшний день населенные пункты, расположенные вдоль р. Лена или не имеют защитных гидротехнических сооружений, или эти сооружения требуют ремонта. Необходимо провести капитальный ремонт существующих дамб, а также строительство новых защитных сооружений.
За счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций и субсидий, в Иркутской области проводятся работы по расчистке русел рек, руслорегулированию, а также капитальному ремонту защитных гидротехнических сооружений.
Необходимо провести обследование р. Лены в пределах Иркутской области на предмет выявления участков негативного воздействия вод и степени опасности, разработки рекомендаций первоочередных противопаводковых, водоохранных мероприятий в конкретных населенных пунктах. Обследование позволит разработать рекомендации по безаварийному пропуску паводков и половодья, провести анализ заторных явлений на опасных участках р. Верхней Лены и эффективности принимаемых мер в современных условиях.
В рамках формирования перечня первоочередных водохозяйственных мероприятий по охране водных объектов на 2013г. и на период 2014-2015 гг. необходимо учесть состояние водных объектов, нуждающихся в выполнении водохозяйственных мероприятий, выполняющих защитную функцию населения от вредного воздействия вод в период прохождения весеннего половодья и летних паводков.
Для рассмотрения и включения в перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов бассейна р. Лена на территории Иркутской области предлагается включить мероприятия:
1. Научно-исследовательская работа «Исследование водного режима и русловых процессов реки Лена, разработка научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и противопаводковой защите на участке от деревни Чанчур до села Чуя на территории Иркутской области», стоимость работ 2012г.- 5374,95 тьс. руб.; 2013г. – 7143,86 тыс. руб.; 2014г. – 4029,21 тыс. руб., всего на сумму 16548,02 тыс. руб. Заказчик Енисейское БВУ.
2. Строительство берегоукрепительных сооружений в пос. Качуг Качугского района Иркутской области, протяженность 2,0 км – 45200 тыс.руб., Заказчик МПР и Э Иркутской области на 2020 г.
3. Реконструкция противоледовой дамбы на р. Лена в районе пгт. Жигалово, протяженность 1,0 км – 38500,0 тыс. руб. Заказчик МПР и Э Иркутской области на 2020 г.
Таким образом, считаем возможным, включить в перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов бассейна р. Лена, вышеперечисленные предложения Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Енисейского БВУ.
Айраксинен Елена Юрьевна,
заместитель руководителя Амурского бассейнового водного управления: «О перечне водохозяйственных и водоохранных мероприятий, рекомендуемых Амурским БВУ для включения в бюджетные проектировки Росводресурсов на 2013 год и плановый период 2014- 2015 годов в пределах Ленского бассейнового округа».
К Ленскому бассейновому округу относятся территории, расположенные в северных районах Забайкальского, и Хабаровского краев, а также Амурской области, входящие в зону деятельности Амурского БВУ.
В Хабаровском крае бассейну реки Лена принадлежат реки Мая и Учур, протекающие по территории Аяно-Майского муниципального района, являющегося одним из отдаленных северных районов края.
В Амурской области – часть бассейна р.Олекма, Витима, в Тындинском районе.
На этих территориях практически отсутствует хозяйственно-экономическая деятельность, плотность населения составляет около 0,02 человека на 1 км2. Техногенное воздействие на водные объекты незначительно, гидротехнические сооружения отсутствуют.
Предложений для включения объектов в «Перечень водохозяйственных и водоохранных мероприятий, рекомендуемых для включения в бюджетные проектировки Федерального агентства водных ресурсов на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов по Ленскому бассейновому округу», а также в «Перечень водных объектов Ленского бассейнового округа, нуждающихся в приоритетном восстановлении и экологической реабилитации» от руководства Хабаровского края и Амурской области не поступало.
От Правительства Забайкальского края поступило предложение о включении в «Перечень водохозяйственных и водоохранных мероприятий, рекомендуемых для включения в бюджетные проектировки Федерального агентства водных ресурсов на 2013 год и плановый период 2014 — 2015 годов по Ленскому бассейновому округу» — объекта капитального строительства «Строительство сооружений для защиты с.Чара от затопления паводковыми водами р.Чара в Каларском районе Читинской области».
Амурским БВУ рассмотрено и поддержано предложение Правительства Забайкальского края о включении этого объекта капитального строительства заявляемого к софинансированию за счет средств федерального бюджета в бюджетные проектировки Росводресурсов.
Теперь это предложение выносится на рассмотрение бассейнового совета Ленского бассейнового округа.
Объект проведения работ расположен на р. Чара в границах районного центра с. Чара в центральной части поселка. Поселок Чара, районный центр Каларского района, находится на правом берегу р. Чара, в 690 км севернее города Чита, в 18 км от железнодорожной станции – Новая Чара.
Проблема. В период половодья или прохождения дождевых паводков вогнутый обрывистый берег р.Чара разрушается, образуя подвижные песчаные гряды. Сползая по руслу, эти гряды перемещаются к пляжам на участках выпуклых берегов, увеличивая их площадь. Подобная отмель площадью до 10 га отложилась на противоположном берегу реки у с. Чара. Отмель с каждым годом растет, направляя поток к вогнутому берегу, который интенсивно размывается со скоростью до 4-5 м в год. Этот процесс создает угрозу застройке с. Чара, кроме того, отмели, стесняя русло, способствуют поднятию уровней реки и затоплению территории во время паводков. Часть села Чара, расположенная вдоль реки, подвергается регулярным затоплениям паводковыми водами, береговая линия разрушается и наступает на село.
Летне-осенние паводки наблюдаются с конца июня – начала июля по сентябрь, формируются они за счет выпадения дождей. В течение летне-осеннего периода в зависимости от водности года может проходить от 1 до 3 сложных паводков. Годовая амплитуда уровней воды в среднем для Чары в районе села Чары составляет 350 см, а максимальная 454 см. Максимальный паводок наблюдался в 2005 году, когда уровень воды достиг отметки 507 см.
Ущерб. За последние годы в поселке Чара наблюдалось два наводнения с превышением отметки опасного гидрологического явления, обеспеченность паводка при этом составляла — 2% в 1983 году и 5% в 2005 году.
В 1983 году в результате паводка была затоплена значительная часть села и аэропорта, имелись человеческие жертвы. После наводнения были построены деревянные сооружения берегозащиты (в настоящее время разрушены), а также поднят на насыпь аэропорт.
Наводнение 2005 года наблюдалось в конце июля — начале августа. За период наводнения произошло затопление жилой застройки, подмыв берега и размыв автодороги Новая — Чара – Чара. После прохождения паводка было принято решение о строительстве сооружений для защиты с.Чара от затопления паводковыми водами и в 2006 году была разработана ПСД на строительтсво.
Решение. Для защиты населенного пункта от затопления паводковыми водами р. Чара предлагается выполнить строительство инженерных защитных сооружений – дамб обвалования, проходящих по левобережной пойме реки Чара от старичного понижения до автодороги Чара — Новая-Чара.
Общая протяженность дамб составит 1822 м. Заложение откосов при отсыпке супесчаным грунтом принято: внешнего 1:2 и внутреннего 1:1,5. Ширина дамб на всем протяжении составляет 4,5м. Толщина крепления в верхней части откоса составляет 0,6м, в нижней – 0,9м. В случае размыва основания крепления предусмотрена упорная призма. Объем каменной наброски составляет 17,838 тыс.м3, объем насыпи дамбы – 82,222 тыс.м3.
Стоимость выполнения данных работ в базовых ценах 2001г составляет 12 123,55 тыс.руб. В текущих ценах стоимость строительства равна 104 240,0 тыс. руб.
Продолжительность строительства определена в соответствии со СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений» и составляет 22 месяцев, в том числе подготовительный период – 2 месяца.
Проектная документация и инженерные изыскания для подготовки данной проектной документации выполнены без привлечения средств федерального бюджета. Необходимость привлечения средств федерального бюджета для реализации данного инвестиционного проекта на условиях софинансирования продиктована тем, что полномочия по защите территорий населенных пунктов субъектов РФ от затопления паводковыми водами водных объектов, находящихся в федеральной собственности, находятся в совместном ведении Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.
Утвержденная проектно-сметная документация имеется, положительное заключение Главгосэкспертизы России от 26.06.2006 г.
Согласно заключению экспертизы строительство дамбы с параметрами, подтвержденными инженерно-гидротехническими расчетами, и закрепленной от размыва, может избавить поселок от затопления и связанного с этим материального и морального ущерба.
Результат. В результате выполнения работ будет защищено 700 жилых домов и подворий от негативного воздействия паводковых вод. Дамба надежно защитит жилые усадьбы от разрушения и затопления при паводках обеспеченностью до 1,0% (т.е. практически любых), что снимет социальную напряженность проживающего здесь населения, позволит вести на защищенной территории новое строительство жилых и производственных зданий.
Экологическая составляющая. Технология строительства предусматривает свести к минимуму вредное влияние на окружающую среду: работы не затрагивают русло реки, используемые карьеры рекультивируются. С точки зрения экологии, надежные защитные сооружения, предотвращающие затопление и размыв жилых кварталов, улучшат качество воды в реке Чара за счет снижения концентраций взвешенных веществ, благоприятно скажутся на водной экосистеме и ихтиофауне.
Вывод. Рекомендовать включить объект «Строительство сооружений для защиты с.Чара от затопления паводковыми водами р.Чара в Каларском районе Читинской области» в «Перечень водохозяйственных и водоохранных мероприятий, рекомендуемых для включения в бюджетные проектировки Федерального агентства водных ресурсов на 2013 год и плановый период 2014 — 2015 годов по Ленскому бассейновому округу», сроки реализации – 2014- 2015 годы.
Александров Сергей Петрович,
заместитель руководителя — начальник отдела водных ресурсов по Республике Саха (Якутия) Ленского БВУ: «О перечне водных объектов Ленского бассейнового округа, нуждающихся в приоритетном восстановлении и экологической реабилитации».