Опубликовано: 12.02.2007

Водные ресурсы как предмет договора

В эти дни свой пятилетний  юбилей отмечает Ленское бассейновое водное управление, которое представляет в нашей республике государственную водную службу Российской Федерации. Сохранение и рациональное использование, регулирование водных ресурсов – вот основные функции Ленского БВУ. К юбилею управления можно приурочить еще одно важное событие — совсем недавно был принят новый закон – новый Водный кодекс РФ, которое вступает в силу с 1 января 2007 года. Так какие изменения он нам сулит?

          Наша республика  располагает 1296 водными объектами, 364 гидротехническими сооружениями и водохранилищами. Такое огромное количество обьектов требует постоянного контроля, которое регулируется специальным законом – Водным кодексом РФ. Важным и своевременным является вопрос о том, готовы ли субъекты к практическому внедрению положений нового закона. Одним из основных новаций нового закона является то, что в кодексе речь идет прежде всего о переходе к гражданско – правовым отношениям в области водных ресурсов. Гражданско – правовые отношения подразумевают любые виды собственности на имущество, имущественный комплекс. Воду как природный ресурс, постоянно находящийся в движении по сути нельзя относить к имуществу, но законодатель пошел на такой шаг, вводя тем самым водные отношения в разряд гражданско – правовых. Вводится планирование водохозяйственной и водоохранной деятельности на основе целевых показателей, повышается роль субъектов Российской Федерации в управлении водными ресурсами.
С появлением разных форм собственности, в том числе и частной, безусловно, это новый момент в российском законодательстве, связанный  с водными ресурсами. Но законодатель ограничивает частную собственность на водные ресурсы только двумя видами объектов: первый – это пруд, а второй – обводненный карьер.
Следующий важный момент – это переход от лицензирования прав пользования водными объектами к методам гражданско – правового регулирования, предусматривающим предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования для реализации следующих задач:
— при изъятии водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
— при использовании акватория водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 
— для использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электроэнергии.
В то же время в отдельных случаях предоставление водных объектов в пользование будет по прежнему осуществляться административными, а не гражданско – правовыми методами.
Разрешения будут выдаваться для:
— обеспечения обороны страны и безопасности государства;
— размещения причалов, судоремонтных сооружений, стационарных и плавучих платформ, строительства гидротехнических сооружений, мостов и подводных переходов;
— забора водных ресурсов для орошения земель сельско- хозяйственного назначения и ряда других целей.
Решая задачу обеспечения населения и промышленности необходимым количеством воды, следует отметить, что изъятие воды в целом в начале 21 века стабилизировалось по республике на отметке 201,3 млн. м 3.
По оценке специалистов и согласно статистическим данным  в последнее время возросли потери воды при транспортировке. Так если из забираемой воды вычесть объем, поступающий потребителям, получится, что по жилищно — коммунальному хозяйству потери достигают 40%. Другой проблемой является завышенное потребление воды отечественной промышленностью. Отдельно следует отметить, что ряд крупнейших потребителей воды – сельское хозяйство, водный транспорт сегодня вообще не платят за использование водных обьектов.
Поэтому для разрешения этих проблем предлагается:
— повысить ставки платы за пользование водными обьектами с 2007 года;
— разработать и внедрить дифференцированную систему взимания этой платы в зависимости от количества и качества воды в каждой территории;
— необходимо включить всех пользователей воды в разряд плательшиков водного налога.
Другой блок проблем связан с качеством воды. К сожалению, следует констатировать, что воду для питья берем из рек и озер, куда сбрасываются и поступают вместе с ливнестоками неочищенные сточные воды. Ежегодно водопотребителями республики в наши водоемы сбрасывается 173,4 млн.м 3  сточных вод, из них только 4% соответствует должной степени очистки. Общий объем загрязняющих веществ ежегодно поступающих от республики в водные объекты составляет свыше 31,6 тысяч тонн. Главными загрязнителями питьевых водных объектов продолжают оставаться города с их жилищно-коммунальными хозяйствами. Сегодня 99% городских сточных вод поступают в реки загрязненными, недостаточно очищенными. Принимаемые меры по строительству канализационных очистных сооружений носят эпизодический характер.
Одна из главных причин заключается в том, что уровень платежей за сброс неочищенных сточных вод не покрывает даже десятой части расходов необходимой на восстановление нормативного качества воды и не создает стимула для реконструкции и строительства очистных сооружений.
Следует также отметить, что сама система экологического контроля за сбросами, за воздействием на водные объекты, за качеством водных ресурсов практически разрушена. Как минимум 5 органов государственной власти следят за чистотой водного объекта, каждая из этих структур действует практически автономно, однако надо признать, что качество воды в водных объектах в большинстве своем стабилизировалось только из – за спада производства, а не в результате активной деятельности органов государственной власти.
Для решения этих проблем специалисты водного хозяйства предлагают:
-закрепить решение вопросов управления качеством водных ресурсов (нормированием, мониторингом, администрированием платежей за сброс загрязнений) за единым органом государственной власти,
— предстоит переломить и добиться ситуации, при которой водопользователям будет выгоднее реконструировать, строить очистные сооружения, чем платить штрафы за сброс загрязненных сточных вод. Для этого, безусловно, потребуется увеличивать размер платежей. И, наконец, необходимо утвердить развернутую программу по реконструкции и строительству объектов и систем очистки сточных вод ЖКХ с тем, чтобы довести сброс сточных вод до состояния нормативно очищенных.

Пресс-служба Ленского БВУ
ЯСИА 20.11.06