ВСТО в Якутии пересечет 248 водотоков.
Опубликовано: 17.10.2007
Ход строительства крупнейшего мегапроекта, который реализуется на территории республики, набирает обороты. В Якутии еще не было проектов сопоставимых по масштабности, по капиталовложениям и политической значимости с ВСТО. С самого начала этот проект вызвал необычайный всплеск общественного внимания и крайнюю обеспокоенность населения всей России.
На сегодняшний день монтаж нефтепровода со стороны Усть-Кут и Тынды идет уже на территории нашей республики. Свою государственную экологическую экспертизу проект прошел в Москве. И не является секретом, что он был разработан в крайне сжатые сроки, поэтому может иметь свои недоработки.
Ленское бассейновое водное управление Росводресурсов как орган регулирующий водные отношения в бассейне реки Лена, высказал свое мнение по этому поводу, в частности, по вопросам пользования водными объектами и охраны водных ресурсов по технико-экономическому обоснованию (проекту) участка №3 нефтепровода «Талаканское месторождение — г.Алдан».
В заключении Ленского БВУ по указанному участку нефтепровода среди замечаний в качестве основного и принципиального был пункт 1, где проектному институту было предложено по другому рассмотреть способы перехода нефтепровода через крупные реки Лена, Алдан, Амга, Нюя. По мнению управления, эти способы должны быть рассмотрены с учетом опыта строительства и эксплуатации подводного перехода магистрального газопровода через Лену (повреждение газопровода 26.09.2006 г.).
Также нельзя забывать о том, что этот участок расположен в зоне повышенной сейсмичности и заторообразований. ЛБВУ предлагает принять наиболее безопасный способ строительства подводных переходов – например, подводный (микротоннелирование, тоннелирование), надводный (вантовый) и т.д, что наиболее обезопасит реки на случай чрезвычайной ситуации. Но проектным институтом ЗАО «ПИРС», который разработал этот проект, по данному пункту был представлен ответ, согласно которому исключалась возможность применения других способов подводного перехода через данные водные объекты, чем траншейный способ перехода, хотя независимой экспертизой данный факт оспаривается.
Есть, конечно, строительные нормы и правила, которыми регламентируется траншейный способ перехода через водотоки, и есть удачные примеры в Уфе, Ангарске. Однако, не стоит забывать, что реки Якутии имеют свои гидрологические и морфометрические особенности, сильно отличающиеся от рек средней полосы России. Например, р.Лена имеет свою особенность – у нее очень сильное течение, скорость воды во время ледохода достигает 15 км в час.
Еще есть «Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015 гг. и их влияния на отрасли экономики России», составленный Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по результатам исследований четырнадцати НИИ Росгидромета за период с 1993 по 2005 гг, где прогнозируется различного рода природные катаклизмы. В условиях прогнозируемого к 2015 г. увеличения годового и сезонного стока многих российских рек и изменения их ледового режима (два раза ожидается повышение частоты заторных наводнений на реке Лена) нагрузки на подводные трубопроводы значительно возрастут, что может увеличить в период до 2015 года вероятность аварийных повреждений трубопроводов (вплоть до их разрывов) с разливами нефти и выбросами газа, влекущими экологические катастрофы. Поэтому, для предотвращения возможных аварий одним из мероприятий рекомендуется при прокладке новых трубопроводов через реки использовать современную технологию – метод наклонно направленного бурения (в нашем случае метод тоннелирования).
СНиП-ми (Строительными нормами и правилами) данные технологии не учитываются по той простой причине, что они новые. В строительной индустрии в настоящее время проводится техническое регулирование по усовершенствованию технической документации, но, как видно, до подводных переходов магистральных трубопроводов через реки дело не дошло…
Так как все органы государственной экспертизы утвердили настоящий проект, имея особое мнение по проекту, особенно по принятому варианту перехода через р.Лена, Ленское БВУ в своей дальнейшей работе все-таки решило руководствоваться положительным заключением Государственной экологической экспертизы «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» 111 этап. Талаканское месторождение – г.Алдан», одобряющим траншейные переходы через водотоки, для того, чтобы обеспечилась безопасность водных обьектов за счет повышения контроля качества проведения строительно-монтажных работ.
Нефтепровод как опасный производственный объект представляет собой потенциальный источник загрязнения водных объектов нефтепродуктами. Тем более, в пределах территории Республики Саха (Якутия) трасса нефтепровода пересекает 248(!) водотоков, являющихся рыбохозяйственными водоемами высшей категории и источниками водоснабжения городов и населенных пунктов. Поэтому при строительстве нефтепровода в целях охраны водных объектов и предотвращения их загрязнения необходимо соблюдение всех требований водного законодательства.
Строительство подводных переходов относительно использования части акватории и дна водного объекта является одним из видов пользования водным объектом, которое должно осуществляться при наличии разрешительного документа, в данном случае решения о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии с требованиями водного законодательства Российской Федерации, решение о предоставлении водного объекта в пользование оформляется для каждого водного объекта отдельно и включает в себя условия пользования водным объектом, обязывающее водопользователя провести мероприятия по охране водных объектов от истощения и загрязнения в зависимости от особенностей гидрологических и морфометрических особенностей и климатических условий.
17 августа 2007 года Министерство охраны природы РС (Я) направило в Ленское БВУ решение о предоставлении водного объекта в пользование для регистрации в государственном водном реестре. Ленское БВУ провело предварительную экспертизу и отказало в рассмотрении вопроса ввиду некомплектности представленных документов. А именно из-за того, что данное решение от 17 августа предоставляет ООО «ЦУП«ВСТО» в пользование одновременно все 247 водных объектов, то есть в документе все 247 обьектов рассмотрены как один.
Исходя из требований водного законодательства Российской Федерации ЦУП «ВСТО» должен представить соответствующие материалы в указанный орган для подготовки решения о предоставлении водного объекта в пользование на каждый из 247 водных объектов отдельно. Задача трудная в техническом плане, но этого требует законодательство.
В соответствии со статьей 26 Водного кодекса РФ полномочия по предоставлению права пользования водными объектами или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в нашем случае Министерству охраны природы РС (Я). Решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование приобретает юридическую силу только после его регистрации в государственном водном реестре, который ведет Ленское БВУ. Еще надо добавить, что полномочия по предоставлению прав пользования водными объектами Министерство охраны природы осуществляет впервые, поэтому в этом деле имеются определенные трудности. Чтобы ускорить процесс оформления решений, Ленское БВУ оказывает содействие Министерству охраны природы в виде консультаций по условиям пользования водных объектов.
Слово «Якутия» всегда ассоциировалось в первую очередь с крепкими морозами и несметными богатствами – алмазами, золотом, мехом. А какой ценой все это добывается, как-то остается за кадром. Бесконечная добыча золота и алмазов уже отражается на состоянии северной природы, погублено много рек, озер, леса.
В случае строительства нефтепровода прослеживается такое же пренебрежительное отношение к природе: главное, получается, не качество, а скорость выполнения работы. А обязательные соблюдения правил по отношению к сохранности природы при строительстве мы видим лишь на заднем плане. Но, если сейчас не соблюдать обязательные правила, потом это может выйти боком. Ведь, не дай бог, если случится авария, это обернется катастрофой для наших рек. И тогда жалеть будет поздно.
Любовь Готовцева,
пресс-служба Ленского БВУ