Опубликовано: 14.05.2010

Вот и дошел до нашей республики ледоход, который унесет с собой последние остатки зимы. Однако есть у этого природного явления еще одно название — паводок, которое каждым летом уже привычно встает в словосочетание «ликвидация последствий паводка», а порой и в «катастрофический паводок».

Почти ежегодно приходится корректировать бюджет, изыскивать средства, оказывать гуманитарную помощь, и все это стоит денег. Но траты начинаются еще раньше — с организации превентивных мероприятий, которые, по сути, помогают сэкономить сотни миллионов рублей, съедаемых ликвидацией последствий. Во сколько обходится эта экономия, разбирался корреспондент «НВ».
Готовиться начали еще в августе

В этом году вскрытие льда идет в расхождение с графиками — вскрытие началось на два дня раньше обычных сроков, но на целых десять дней позднее прошлогодних. В республике подвижки льда начались 11 мая, а вчера в 5 часов 30 минут нижняя кромка прошла город Ленск. Но время ледохода не оказывает какого-то особого влияния на паводковую ситуацию, разве что корректирует сроки противопаводковых мероприятий. Критические подъемы уровня воды в период паводка в подавляющем большинстве случаев вызваны ледовыми заторами, когда скопления льда, загромоздив русло, создают подобие плотины, и как следствие — разлив реки. Посему, главная цель противопаводковых мероприятий — ослабление прочности льда на затороопасных участках рек, которое осуществляется с помощью распиловки и зачернения льда.
Борьба с весенним паводком начинается почти за год до его начала. Исходя из условий прошлогоднего ледохода и большого объема данных, в том числе специализированной гидрометеорологической информации, научно-техническим советом Ленского бассейнового управления готовится проект, который еще в августе направляется на экспертизу и защиту в федеральные органы, в первую очередь, в Федеральное агентство водных ресурсов. В проекте гидрологи прогнозируют затороопасные участки и делают расчеты по необходимым мероприятиям. Основная часть проекта проходит экспертизу до конца года. Однако в январе-феврале еще остается время на корректировку, с учетом обстоятельств текущего ледостава — условия, в которых происходило замерзание рек часто оказывает куда большее влияние на паводковую ситуацию, нежели условия начала ледохода. А к началу весны начинается уже и основная работа всех органов власти по подготовке к предстоящему паводку.

 


В Якутске на случай паводковых сюрпризов для устранения возможных прорывов дамб запасено 12 тыс. кубометров песка, заканчивается сооружение 18-километровой дамбы в районах 202-го, 203-го кварталов и речпорта. На территории Даркылаха разворачивается пункт временного размещения №5 на базе ГПТУ №16, на территории Тулагино-Кильдямского наслега будет действовать три пункта временного размещения людей. Для эвакуации постояльцев Капитоновского дома престарелых и инвалидов пункт временного пребывания будет размещен в Кангаласской средней школе. В настоящее время все ПВР прошли необходимые проверки и находятся в полной готовности к приему людей.

 

 
 


Ведомства два – бюджет один

В этом году Постановление правительства республики об организации безопасного пропуска весеннего половодья за №84 было подписано 28 февраля. В нем, в частности, указано, что предупредительные мероприятия в бассейнах рек, проходящих по территории не только республики, но и других регионов, обеспечивает Ленское бассейновое управление федерального агентства водных ресурсов. А за исключительно наши, якутские реки, ответственность несет департамент водного хозяйства республиканского Министерства охраны природы. Уже из этого можно говорить и об источниках финансирования мероприятий.
На реке Лене, которая берет свое начало в Иркутской области, ослабление льда в затороопасных участках финансируется напрямую из федерального бюджета, так как все эти мероприятия обеспечиваются федеральной структурой — Ленским бассейновым водным управлением. Такая же ситуация и с Колымой, которую мы делим с Магаданской областью. А такие «суверенные» реки, как Амга и Алдан — в ведении департамента республиканского Министерства охраны природы, но и в этом случае источник финансирования — все равно федеральный бюджет, только средства поступают уже в качестве субвенций.
Всего в этом году Федеральное агентство водных ресурсов выделило на предупредительные противопаводковые мероприятия на реках Лена и Колыма — 11 млн 338 тыс. рублей, на Алдан и Амгу — 6 млн 900 тыс. рублей. При этом окончательная цена выполнения работ может еще варьироваться, во-первых, по результатам проведения конкурса по госзаказу, во-вторых, за счет добавления некоторых объемов работ. Например, незадолго до начала ледохода, 15 апреля, научно-технический совет бассейнового управления принял решение о включении в план противопаводковых мероприятий еще нескольких участков. Так, в Ленском улусе по обращению администрации Орто-Нахаринского наслега, которое рассмотрел научно-технический совет, были добавлены 4 участка для распиловки льда на реке Нюя. А на территории Якутска к имеющимся схемам проведения предупредительных противопаводковых работ добавлен еще один участок для зачернения льда у Кангаласского мыса протяженностью 3,5 км и шириной 20 метров.

 

 
 


Наибольшие затраты по ослаблению льда пришлись на участки реки Лены в Намском районе — ориентировочная цена по конкурсным котировкам 3 млн 212 тыс. рублей. Наименьшие расходы в Хангаласском улусе, согласно конкурсным котировкам — 675 тыс. рублей.

 

 
 


Песок и уголь в разных пропорциях

Размещение госзаказа на выполнение работ по зачернению и распиловке льда начинается еще в феврале. По словам заместителя руководителя Ленского БВУ Иннокентия Андросова, в последнее время стали появляться организации-подрядчики, уже специализирующиеся на таких работах, хотя в конкурсе традиционно участвуют строительные и дорожно-строительные организации. Тут ничего странного — распиловка производится баровыми машинами, которые используются, в том числе, для прокладки траншей. А для зачернения вообще требуется самая обыкновенная техника, которая имеется у каждой строительной организации.
В результате распиловки ледовое поле «расчерчивают» ромбами-бороздами под определенным углом к направлению течения реки. По этим распилам лед будет ломаться, что должно предотвратить заторы. Зачернение осуществляется разными способами. Вообще по словам Иннокентия Андросова, существует целое методическое руководство Института МЧС РФ, в котором указан целый перечень веществ, которыми можно производить зачернение — это черный и белый песок, уголь, угольные золы, шлаки и т.д. Так что единого для всех указания чем именно «чернить» нет. В республике усредненно допускается использование смеси угля и песка в пропорции один к трем — 25% угля на 75% песка, что соответствует методичке МЧС. Но в зависимости от конкретного района состав меняется, так, в районе Кангаласс угольной золы предостаточно, там дешевле будет увеличить ее долю, уменьшив содержание песка. А в других районах, где уголь завозят исключительно для котельных, увеличивается доля песка.

 

 
 


На реках Лена, Колыма, Амга и Алдан к 6 мая 2010 года произведена распиловка 82 тыс. погонных метров и зачернение 5500 тыс. квадратных метров льда.

 

 
 


В тревожном ожидании сюрпризов

Помимо работ по ослаблению льда на затороопасных участках согласно постановлению правительства проводится еще очень много организационных мероприятий — разрабатываются планы, проводятся учения, определяются места для эвакуации в случае затопления и создаются финансовые резервы. Но большинство этих расходов идет уже за счет средств, предусмотренных на ликвидацию последствий паводка. Это делается на случай, если вопреки прогнозам природа поведет себя неожиданно, и все-таки возникнут заторы, которые придется ломать взрывчаткой, и разольются реки, и придется отселять людей, отгонять скот, обеспечивать их едой и выплачивать компенсации. Но это уже будут не превентивные меры, а ликвидация последствий, и это совсем другая история.
Однако приведем несколько цифр для сравнения. Паводок 1998 года обошелся в 872 млн рублей, а самая крупная водная катастрофа на Лене случилась в 2001 году, когда был практически смыт город Ленск — тогда ущерб составил почти 8 млрд рублей. Ленск топило именно из-за ледовых заторов. Вот и сравните — менее 20 млн рублей на зачернение и распиловку, или сотни миллионов на ликвидацию. Хотя природа все равно непредсказуема и неуправляема, и несмотря на все принимаемые меры, не удалось избежать разрушительных последствий паводка в 2007 году, который обошелся республике в 700 млн рублей. Но будем надеяться, что в этом году сюрпризов не будет, и траты на паводок не вырастут в десятки раз после его окончания. По прогнозам гидрологов ледоход на Лене дойдет до Якутска ориентировочно 18-19 мая.

 

 
 Виталий Андрианов, газета "Наше время"14.05.10