О работе Бассейнового совета
Опубликовано: 02.06.2011
Водным кодексом Российской Федерации определена основная единица управления в области использования и охраны водных объектов – бассейновые округа, которые состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей. При бассейновом принципе управления планирование и прогнозирование развития водохозяйственной системы бассейна реки рассматривается целостно как единая система с учетом интересов всех субъектов водопользования.
Река Лена – главная река Якутии, но не стоит забывать о том, что часть ее бассейна находится за пределами республики. Ленский бассейновый округ включает в себя не только большую часть нашей республики, но и значительные территории Забайкальского, Красноярского, Хабаровского краев, Амурской, Иркутской областей и Республики Бурятия. Из вышеназванных субъектов в состав Бассейнового совета Ленского бассейнового округа входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, водопользователи и представители общественных объединений и общин коренных и малочисленных народов Севера.
О деятельности Бассейнового совета Ленского бассейнового округа рассказывает заместитель руководителя – начальник отдела водных ресурсов по РС (Я) Ленского бассейнового водного управления Сергей Петрович Александров.
— Сергей Петрович, для каких целей и когда был создан Бассейновый совет Ленского бассейнового округа?
Как известно, водные объекты, если иметь в виду водотоков — рек речек, территориально не закреплены. Реки и их бассейны географически могут быть расположены на территориях нескольких государств или нескольких территориальных единиц одного государства (области районы). При такой ситуации, если не координировать пользования водными ресурсами на территориях, могут возникнуть конфликтные ситуации, связанные с нерациональным использованием водных ресурсов их загрязнением. Водохозяйственная система во всех развитых государствах управляется по бассейновому принципу. В России управление водохозяйственной системой основано по территориально-бассейновому принципу. Например, зона деятельности Ленского бассейнового водного управления распространяется на территориях Республики Саха (Якутия) и Магаданской области, то есть на территориях двух субъектов Российской Федерации и приурочена бассейну р.Лена. Другие бассейновые водные управления по России также приурочены по территориям и бассейнам рек. В целях обеспечения бассейнового подхода в управлении водохозяйственным комплексом, Водным кодексом РФ основными единицами управления в области использования и охраны водных объектов на территории России, были определены 20 бассейновых округов
Бассейновый Совет Ленского бассейнового округа был создан Федеральным агентством водных ресурсов в целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов в 2009 году. Состав Бассейнового совета состоит из 44 членов, представляющих государственную власть субъектов, территориально входящих в Ленский бассейновый округ, федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, крупных водопользователей..
В полномочия Бассейнового совета входит разработка рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах Ленского бассейнового округа. Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.
— Пожалуйста, расскажите вкратце о деятельности Бассейнового совета.
Высшим органом Бассейнового совета является заседание, которое вправе легитимно принимать решения (выносить рекомендации) если присутствуют более 50% членов своего состава. Для осуществления работы Бассейнового совета между заседаниями созданы Президиум Бассейнового совета, секции по направлениям деятельности, это: секция по организации мониторинга водных объектов, секция по предупреждению и ликвидации негативного воздействия вод на население и объекты экономики и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, секция содействия деятельности малого и среднего предпринимательства в сфере водных ресурсов. План работы Бассейнового совета утверждается на заседании в начале года.
На втором заседании Бассейнового совета, состоявшемся в декабре 2009 года, был одобрен «Перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов по Ленскому бассейновому округу на 2010-2012 г.г. и в перспективу до 2020 г.». Перечень мероприятий на двух последующих заседаниях по части Развития государственной сети мониторинга водных объектов и предотвращения негативного воздействия вод был дополнен.
Мероприятия из этого перечня включены в бюджетные проектировки на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов и будут учитываться при разработке Схемы комплексного использования и охране водных объектов бассейна р.Лена и бассейнов рек Анабар, Оленек, Яна,Индигирка, Алазея, Колыма.
Несмотря на рекомендательный характер принимаемых решений Бассейнового совета, его статус со временем повышается
Например, согласно приказов Минприроды России от 29 сентября 2010 г. N 425 и от 31 августа 2010г. №337 предложения субъектов Российской Федерации по осуществление мероприятий по охране водных объектов и по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий из средств субвенций должны быть рассмотрены на заседаниях Бассейнового совета Ленского бассейнового округа. Иначе говоря предложения субъектов Российской Федерации по осуществлению определенных водохозяйственных мероприятий в рамках исполнения переданных отдельных федеральных полномочий в области водных отношений должны получить в заседании Бассейнового совета одобрение о целесообразности.
Органы Бассейнового совета – Президиум и секции по направлениям в промежутках между заседаниями Бассейнового совета также могут проводить свои заседания, где могут быть рассмотрены водохозяйственные вопросы, предусмотренные по плану работы или возникающие со временем.
Буквально на днях, 27 мая 2011 года проведено заседание Президиума Бассейнового совета Ленского бассейнового округа, где одним из основных вопросов был ход строительства и планирования объектов инженерной защиты от паводковых вод в Республике Саха (Якутия). На обсуждение был вопрос степень готовности проектов строительства инженерной защиты отпаводковых вод берегоукрепитальных работ Республики Саха (Якутия). В частности это были проекты: «Защитная дамба от затопления с Едейцы Намского улуса», Противопаводковая защитная дамба г.Среднеколымск», «Протиовпаводковая защитная дамба г.Верхоянск,1-я очередь. Инженерная защита города от фронтального затопления», «Берегоукрепительные работы на р. Вилюй в районе с Верхневилюйск» и другие.
Президиум Бассейнового совета Ленского бассейнового округа отметил, что проекты строительства объектов инженерной защиты от паводковых вод в Республике Саха (Якутия) не отвечают требованиям, предъявляемым к ним для финансирования объектов капитального строительства из федерального бюджета через Федеральное агентство водных ресурсов, это в первую очередь низкая экономическая эффективность проектов:
— обосновывающие материалы по объектам не соответствуют требованиям Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 716, и методических рекомендаций Минэкономразвития России по подготовке предложений по определению бюджетных ассигнований их федерального бюджета.
-в некоторых проектных документациях отсутствуют обосновывающие материалы, а в тех проектах, где рассчитана экономическая эффективность, требуется корректировка расчетов.
-необходима корректировка представленных проектных документаций по классу гидротехнических сооружений в соответствие с действующими нормативными актами.
-некоторых проектах в состав технических мероприятий включены строительство или реконструкция автомобильных дорог, что не относится к полномочиям Федерального агентства водных ресурсов и т.д.
Необходимость защиты населенных пунктов республики от паводковых вод и других негативных воздействий вод не должно осуждаться.
Но, исходя из готовности обосновывающих документов заявки к финансированию и качества проектной документации, на строительства объектов инженерной защиты населенных пунктов от паводковых вод Республика Саха (Якутия) реально может надеяться на получение финансирования из федерального бюджета только при пересмотре технических решений проектов с их оптимизацией и повышением их экономической эффективности.
— Сергей Петрович, что будет рассматриваться на очередном заседании Бассейнового совета?
На очередном заседании Бассейнового совета будет рассмотрен также проект «Бассейновой программы государственного мониторинга водных объектов Ленского бассейнового округа на 2012 – 2015 годы». Основные цели ведения государственного мониторинга водных объектов – это оценка и прогноз изменений состояния водных объектов. Согласно проекту бассейновая программа мониторинга должна содержать следующие разделы:
мониторинг поверхностных водных объектов по количественным и качественным показателям;
мониторинг подземных водных объектов;
мониторинг состояния дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей, включая соответствующую программу по водохранилищам;
мониторинг водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений.
— Сергей Петрович, значит, можно сказать, что основным результатом деятельности Бассейнового совета является государственное финансирование водохозяйственных мероприятий?
Вы точно уловили саму идею, основной принцип работы системы бассейновых советов. Ведь согласно Водному Кодексу, задачей бассейновых советов является разработка рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа.
Начиная с этого года, рекомендации Бассейновых советов будут одними из обосновывающих документов определенным водохозяйственным мероприятиям включаемым в предложения субъектов Российской Федерации в заявки на получение субвенции на исполнение переданных отдельных федеральных полномочий в области водных отношений. От того, насколько успешной будет защита бюджетных проектировок, зависит объем поступающих в республику федеральных средств, направляемых на осуществление водохозяйственных мероприятий.
Александра Петрова, вед. специалисть ОВР по РС(Я) ЛБВУ