Часто задаваемые вопросы
Опубликовано: 01.03.2023
Подать электронное обращение | График приема | Часто задаваемые вопросы | Материалы |
Каким образом необходимо учитывать количество загрязняющих веществ в забранной воде водного объекта при сбросе сточных вод в этот водоем?
В соответствии с пунктом 6.14 «Инструкции о порядке составления статистического отчета об использовании воды по форме № 2-тп (водхоз)», утвержденной Центральным статистическим управлением СССР 24 июля 1985 года № 42/4, в случаях забора воды из того же объекта, в который сбрасываются сточные воды, а также забора воды одновременно из нескольких источников водоснабжения, включая приемник сточных вод, общее количество загрязняющего вещества, сброшенного со сточными водами за отчетный период, уменьшается на количество одноименного вещества, содержащегося в объеме воды, забранной за тот же период из водного объекта, являющегося одновременно приемником сточных вод.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2006 г. № 33 нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты утверждаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с бассейновыми и другими территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
На каком расстоянии от места выпуска сточных вод в водный объект должны соблюдаться нормативы качества поверхностных вод?
В соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» нормативы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска.
В каких случаях разрабатываются нормативы предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на подземные водные объекты?
В соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов ПДВВ на водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты к основным видам хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на подземные водные объекты, относится, в числе прочих: эксплуатация зданий и сооружений, промплощадок, водонесущих коммуникаций, котлованов, тоннелей, накопителей сточных вод и пульп промышленных и коммунальных предприятий, накопителей для хранения нефти и нефтепродуктов, полигонов складирования твердых отходов, полей фильтрации, нефтепроводов и т.д.
В каких случаях требуется разработка плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов?
Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются для разливов нефти и нефтепродуктов, которые классифицируются как чрезвычайные ситуации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 № 240) в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
- локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
- муниципального значения — разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
- территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
- регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
- федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
- локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
- регионального значения — разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
- федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов определяется в соответствии с «Указаниями по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», утвержденными приказом МПР России от 03.03.2003 № 156.
Что следует понимать под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС?
Под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС следует понимать поперечное сечение водного потока, в котором контролируются показатели качества воды.
Что может являться основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект?
Основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект может являться наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимого сбросов (ПДС) в настоящее время.
Что понимается под временно согласованным сбросом (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект?
Под временно согласованным сбросом (ВСС) следует понимать временный лимит сброса вредного (загрязняющего) вещества в водный объект в единицу времени, который устанавливается для действующих источников сброса (выпусков) сточных вод с учетом качества вод водного объекта и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного норматива предельно допустимого сброса.
Каково назначение нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС)?
Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) используются при:
- выдаче лицензий на водопользование,
- осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов,
- установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами,
- наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства,
- оценке эффективности водоохранных мероприятий.
Что понимается под нормативом предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водный объект?
Под предельно допустимым сбросом загрязняющих веществ в водный объект понимается:
(а) Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования).
(б) Масса вещества в возвратной воде, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или недопущения ухудшения сформировавшегося качества воды, если оно хуже нормативного.
Каково назначение «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты»?
«Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», являющееся неотъемлемой частью «Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ», устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов и лимиты временно согласованных сбросов и дает право предприятию осуществлять сброс образующихся загрязняющих веществ в водные объекты.
На каком основании предприятие-природопользователь получает возможность осуществлять сбросы загрязняющих веществ в водные объекты?
Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Якутске таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Якутске.
Где можно найти информацию о предельно допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ в воде водоемов?
Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Якутске таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Якутске.
Где можно найти информацию о предельно допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ в воде водоемов?
Информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воде водоемов можно найти в следующих материалах:
- Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов.
- Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06. 2000 г.
- ГН.2.1.5.558-96. «ПДК и ОДУ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
Какие основные нормативные документы определяют самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты?
К числу основных нормативных документов, определяющих самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты, следует отнести:
Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.
Водный кодекс Российской Федерации. От 16.11.1995 г. № 167- ФЗ
Какие проводятся мероприятия по сохранению и содержанию водных объектов г. Якутска и Магаданской области?
В комплекс мероприятий по охране, оздоровлению и благоустройству водных объектов г. Якутска и прилегающих территорий входят:
- Анализ современного санитарного состояния р. Лена и ее притоков в черте города, обоснование, разработка и согласование временных региональных норм (ПДК) по требованиям к качеству воды водных объектов на территории города Якутска.
- Меры по улучшению качества воды городских водных объектов и стабилизации работы системы отведения поверхностного стока с территории города.
- Инвентаризация и анализ работы всех действующих очистных сооружений поверхностного стока, водовыпусков и сетей ливневой канализации города.
- Анализ количества и состава загрязнений снега с учетом мест сбора и противоледных мероприятий.
- Уборка акваторий водных объектов города и береговой полосы от плавающего мусора.
- Проведение противоэрозионных мероприятий.
- Укрепление береговой линии.
- Очистка и дноуглубительные работы.
- Ликвидация навалов строительного мусора, металлолома, ж/б конструкций на прибрежных территориях.
- Вывоз брошенного автотранспорта с береговых откосов.
- Капитальный ремонт щитовых заграждений на реках.
- Проведение по очистке дна массового отдыха на воде и баз-стоянок маломерных плавательных средств.
- Строительство берегоукрепительных сооружений на реке.
Каков перечень мероприятий, засчитываемых в счет экоплатежей за загрязнение водных объектов?
Согласно Приложению 2 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» перечень природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет экоплатежей за загрязнение водных объектов:
- Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.
- Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов.
- Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны.
- Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, и переработкой жидких отходов и кубовых остатков.
- Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.
- Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.
Какие материалы предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Якутске и Магаданской области для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами?
Для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Якутске и магаданской области следующие материалы:
1. Заявку предприятия-природопользователя об утверждении норматива ПДС.
2. Проект нормативов ПДС загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами предприятия-природопользователя.
3. Приложения к Разрешению на сброс сточных вод в водные объекты:
№ 1 — «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод)»,
№ 2 — «Показатели качества сточных вод»,
№ 3 — «Характеристика осадка сточных вод»,
№ 4 — «Сведения о контроле качества сбрасываемых сточных вод (в том числе ливневых, дренажных, фильтрационных) вод»,
№ 5 — «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод) и показатели качества по неорганизованным выпускам сточных вод».
Каков срок действия Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты?
При действующих нормативах ПДС Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты подлежит ежегодному переоформлению с предоставлением Технического отчета по продлению нормативов ПДС.
Поясните, пожалуйста, порядок выдачи разрешений на сброс сточных вод. И как выдается разрешение при отсутствии у предприятия проекта ПДС (проект находится на утверждении)?
Водным кодексом РФ предусмотрено, что пользование водными объектами должно осуществляться на основании соответствующих лицензий на водопользование.
Постановление Правительства РФ от 03.04.97 №383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» определяет порядок оформления лицензии на водопользование, заявитель представляет в орган лицензирования характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности и предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране, а также обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых и (или) дренажных вод.
Установление лимитов водопользования производится территориальными органами в области охраны окружающей среды при оформлении налогоплательщиками в установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование.
При отсутствии у налогоплательщиков лицензии (разрешений) на водопользование и соответственно установленных лимитов по каждому водному объекту, виду водопользования, использованию забираемых вод весь объем водопользования в этом случае рассматривается как безлицензионный.
В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона « О плате за пользование водными объектами» при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
Необходима ли лицензия на водопользование предприятию, которое сбрасывает сточные воды в систему канализации?
Лицензирование водопользования осуществляется в соответствии с Водным кодексом РФ,
Ст. 86 Водного кодекса устанавливает деление водопользования на общее и специальное. В ч.1 данной статьи указано, что использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. В ч. 2 определено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
В соответствии с Приложением 1 к приказу МПР РФ от 23 октября 1998 г. №232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами» — Перечнем видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), к специальному водопользованию относится, в том числе пользования водными объектами или их частью для сброса сточных вод, если указанные виды водопользования производятся с применением определенных сооружений, технических средств и устройств.
Пользователем водного объекта является организация, которая сбрасывает сточные воды непосредственно в водный объект. Предприятие, которое заключило договор о сбросе сточных вод в систему канализации, пользователем водного объекта не является. Следует отметить, что обязанность осуществлять плату за загрязнение окружающей среды лежит на организации, которая принимает сточные воды от абонентов в свою систему канализации и сбрасывает их в водный объект.
В том случае, если предприятие не осуществляет вышеуказанные виды специального водопользования, лицензию на водопользование получать не следует.